Клуб мировой политической экономики |
» | Мастер-класс |
Мастер-класс Ю.И.Рубинского «Новая расстановка сил в Евросоюзе и НАТО: взгляд из Парижа».33-е заседание Клуба мировой политической экономики, 5 июня 2008 года, ГУ-ВШЭ |
5 июня 2008 г. в Клубе мировой политической экономики прошел мастер-класс профессора кафедры мировой политики Ю.И.Рубинского «Новая расстановка сил в Евросоюзе и НАТО: взгляд из Парижа». В заседании Клуба приняли участие российские эксперты, преподаватели и студенты ГУ-ВШЭ, а также других вузов Москвы. Модератором дискуссии был первый вице-президент Клуба, заведующий кафедрой мировой политики ГУ-ВШЭ С.В.Кортунов. |
Ю.И.Рубинский прежде всего прокомментировал географию первых зарубежных поездок Президента РФ Д.А.Медведева и премьер-министра В.В.Путина. Если Медведев свой первый визит нанес в Казахстан и КНР, а второй — в ФРГ, то Путин, сославшись на свое обещание президенту Н.Саркози, посетил Францию. Особое значение последнего визита Путина в Париж определяется тем, что с 1 июля Франция становится председателем Европейского Союза, и от нее во многом будет зависеть результативность переговоров с Россией по подготовке нового соглашения между Россией и ЕС о партнерстве и сотрудничестве (старое Соглашение, как известно, истекло в конце 2006 г. и автоматически продлевается в начале каждого нового календарного года). Визит В.Путина во Францию проводился, таким образом, с прицелом на саммит Россия-ЕС, который будет проведен в конце июня с.г. в Ханты-Мансийске, в ходе которого будут обсуждаться основные параметры и содержание договора о стратегическом партнерстве (новое название соглашения). Подписание этого договора может состояться в ходе очередного саммита в Ницце, запланированного на ноябрь с.г., что будет зависеть во многом от вступления России в этом году в ВТО. Ядром договора, как уже сейчас стало ясно, будет энергодиалог между двумя сторонами (поэтому саммит и проводится в Ханты-Мансийске, являющемся центром российского нефтегазового комплекса). Сегодня ЕС потребляет 13% российской нефти и 24% российского газа. И замены этих энергоносителей у ЕС на данном этапе нет. В целом же ЕС обеспечивает более 50% от общего объема наших внешнеэкономических связей, из которых 75% приходится на нефть и газ. В структуре внешнеэкономических связей ЕС Россия составляет пока более скромное место — 4%, однако это больше, чем, например, объем таких связей с КНР (2%) и Индией (1%). При этом Франция в меньшей степени зависит от наших энергоносителей (75% электроэнергии она получает за счет своих собственных АЭС) по сравнению с Германией, а тем более странами ЦВЕ, Балтии, не говоря уже о странах СНГ. Это, по мнению Ю.И.Рубинского, делает ее более объективным и предсказуемым партнером России в энергодиалоге. Особое значение в этом контексте имеют франко-германские отношения. Принято считать, что мотором евроинтеграции всегда были Франция и Германия. Так оно и было в недавнем прошлом. Однако сегодня положение дел изменилось: франко-германский тандем как основной двигатель евроинтеграции по существу рассыпался. И это первая главная новость. У Франции в настоящий момент есть намерение существенно повысить свою лидерскую роль в Евросоюзе и действовать уже в ряде случаев без оглядки на Германию. Это связано, в частности, с некоторым ослаблением ее политических и экономических позиций в Европе, которое она и хочет компенсировать за счет своего председательства в ЕС. Традиционно Париж имел существенные преимущества перед ФРГ в основном в военно-политической области и активно пользовался ими в Европе. К таковым относились его статус победителя во Второй мировой войне, положение постоянного члена Совета Безопасности ООН и позиции официальной ядерной державы. Со временем, однако, эти преимущества постепенно утрачивали былой вес и во многом стали уравновешиваться экономической мощью Германии. Последняя более успешно, чем Франция, осуществила переход к постиндустриальному обществу. Она заняла первое место в мире по экспорту своей продукции, причем за счет промышленного производства. Она сумела найти свои ниши в европейской и мировой промышленной специализации и потому избежала стадии деиндустриализации, чего не смогла сделать Франция, которой удалось лишь занять второе место после США по экспорту сельскохозяйственной продукции и четвертое место после США, Великобритании и России по экспорту вооружений. В 2007 год Франция вошла с дефицитом торгового баланса в 64 млрд. евро, тогда как ФРГ — с профицитом в 200 млрд. евро. Кроме того, в «негативном послужном списке» Франции — провал евроконституции в 2005 г., которого ей многие в ЕС до сих пор не простили. В этой ситуации вполне понятно желание Саркози поднимать престиж Парижа в Евросоюзе, в том числе и за счет его председательства в этой организации и активного продвижения идеи евроинтеграции. Отсюда — проявленная им настойчивость в подготовке и подписании Лиссабонского Договора. Приоритетами Франции являются следующие вопросы: глобальное потепление климата, энергетическая безопасность, миграционная политика, европейская политика обороны и безопасности. Все это и заставляет Саркози переориентировать французскую внешнюю политику с Германии на США, на евроатлантическое сотрудничество в рамках НАТО. Начался «медовый месяц» в отношениях Франции и США. И это вторая главная новость, поскольку она означает частичный пересмотр всего внешнеполитического голлистского наследия. России, однако, паниковать по этому поводу, по мнению проф. Рубинского, не следует. Надо соблюдать сдержанность и хладнокровие. Отвечая на вопросы проф. Кортунова относительно того, как далеко Франция может зайти, двигаясь по этому пути, докладчик подчеркнул, что Париж никогда не сможет полностью отречься от традиционной голлистской ориентации, а тем более пожертвовать частью своего национального суверенитета, став «троянским конем» Вашингтона в Европе. И в первую очередь по внутриполитическим соображениям: Франция сложилась как самое централизованное государство Европы с обостренным чувством национальной идентичности; если она утратит национальный суверенитет, передав его, например, в Вашингтон, то потеряет легитимность внутри страны. Это касается и ядерной политики Франции, которая и впредь останется независимой, даже если Париж более плотно войдет в военную организацию НАТО, в которой ядерную политику, разумеется, определяет Вашингтон. Не следует преуменьшать и франко-американские разногласия, в частности по таким вопросам, как война в Ираке, ближневосточное урегулирование (Париж, например, одобрил визит руководства Хамас в Москву), реформа ООН и др. Наконец, Франция никогда не сможет соперничать с самыми близкими союзниками США — Великобританией и Германией и хорошо это понимает. В связи с этим, по словам проф. Рубинского, трудно предположить, что Франция будет «дружить с США за счет России». |
Проблематика: Энергетика; Прогноз; Безопасность; Большая Европа.
|
© 2007-2008 |