Клуб мировой политической экономики

»

Публикации

Обеспечение внешнеэкономической безопасности: опыт США

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой и прежде всего в США накоплен значительный опыт в области обеспечения национальной внешнеэкономической безопасности (ВЭБ). Думается, что этот опыт, безусловно, заслуживает внимательного изучения. Этой теме посвящена статья студентки IV курса факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Полины Тонких.

«Внешняя политика США должна стоять на «трех китах»:
укреплении экономической безопасности страны,
поддержании демократии и соблюдении прав человека».
У.Кристофер, бывший госсекретарь США

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой (и прежде всего в США) накоплен значительный опыт в области обеспечения национальной внешнеэкономической безопасности (ВЭБ). Думается, что для России этот опыт представляет особый интерес.

Экономическая мощь и жизнеспособность — тот фундамент, на который опирается национальная безопасность США. Экономическая составляющая стратегии национальной безопасности США предполагает решение трех приоритетных задач:

  • обеспечить экономическую безопасность, сделав экономику США и глобальную экономику более устойчивой к экономическим потрясениям;
  • способствовать глобальному процветанию путем расширения торговли и инвестиций между странами;
  • обеспечить полноценное участие бедных стран в общемировом подъеме благосостояния.

В этой связи США сосредоточивают свое внимание на работе по следующим четырем ключевым направлениям:

  • развитие диверсифицированных и надежных источников энергии;
  • обеспечение надежности и безопасности международных пассажирских и грузовых перевозок,
  • перекрытие каналов финансирования террористов;

обеспечение стабильности международной финансовой системы и экономической стабильности ключевых союзников.

Основополагающим документом, определяющим политику обеспечения ВЭБ США, является Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов.

Экспортно-импортные позиции США

США — крупнейший в мире экспортер товаров (13% мирового экспорта) и услуг (18% мирового экспорта). В совокупности на долю США приходится 16% мирового объема экспорта. Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках. В 2006 году экспорт составил около 1,5 трлн. долларов. Благоприятным экспортным позициям страны способствовало улучшение экономической конъюнктуры в развитых странах мира во второй половине 1990-х годов, а также ускорение инвестиционных процессов в быстрорастущих экономиках Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Экспорт товаров и услуг создаёт около 11-12% ВВП США. Тем не менее, дефицит торгового баланса США составляет 13%.

Опережающими темпами развивается американский экспорт полупроводников и телекоммуникационного оборудования, транспортных средств (автомобилей и авиалайнеров), энергетического оборудования и двигателей, измерительных и научных приборов. После мирового валютно-финансового кризиса несколько сократились поставки авиационной техники и химической продукции потребителям в страны Азии и Латинской Америки. Экспорт в страны Азиатского региона составляет около трети всего американского экспорта. На сегодняшний день в экспорте услуг преобладают финансовые, управленческие, транспортные, медицинские, образовательные и консалтинговые услуги.

Значительный стимул к росту американского экспорта дало вхождение в НАФТА Мексики (1994 г.). После этого немедленно увеличился экспорт американских инвестиционных и потребительских товаров в Мексику. В пограничных с США районах Мексики на базе прямых инвестиций американских ТНК создана мощная производственная база по изготовлению готовых товаров из импортных комплектующих с последующим экспортом в США (так называемая maquailadora industry). Американские ТНК пользуются низкими издержками труда в Мексике, и это приводит к росту взаимной торговли между Мексикой и США. Сразу же после образования НАФТА экспорт в Мексику и Канаду дал половину всего прироста американского экспорта. Основными получателями экспорта США являются Канада (23% экспорта США), Япония (10,3%), Мексика (10,1%), Великобритания (5,3%), Германия (3,7%), Южная Корея (3,4%) и Тайвань (3,2%). Основу экспортной экспансии американских монополий составляют машины, оборудование и продукция сельского хозяйства.

На долю США приходится также около 20% мирового экспорта продукции наукоемких отраслей.

Импортируется огромное количество электронных компонентов, бытовой электроники и компьютеров.

Важнейшее значение для США имеет и тот факт, что на их долю приходится ежегодно около половины мирового экспорта зерна.

Заграничные предприятия транснациональных корпораций США обеспечивают производство товаров и услуг общей стоимостью почти 1,5 триллиона долларов в год.

США является крупнейшим в мире экспортером капитала (в год вывозится около 0,3-0,4 трлн. долларов). Прибыли на прямые инвестиции за границей являются также важным источником финансирования экономического развития США, они составляют до трети всего объема прибыли американских корпораций. Расширение производства услуг и товаров для сбыта на заграничных рынках—   один из главных факторов американского хозяйственного роста. Экспорт услуг и товаров из США постоянно растет. [1]

Примерно треть ежегодного прироста ВВП страны происходит за счет экспортного производства в высокотехнологичных, высокопроизводительных секторах хозяйства. Благодаря этому было создано 1,5 млн. новых рабочих мест. Иначе говоря, интернационализация воспроизводственных процессов в США вступила в качественно новую фазу, главная особенность которой — участие Соединенных Штатов в становлении единого воспроизводственного механизма в рамках мирового хозяйства.

Импорт в США составляет 23% мирового объема импорта (в 2001 году импорт в США составил 1,4 трлн. долларов). Импорт имеет для американской экономики ещё большее значение, чем экспорт. Доля импорта во внутреннем потреблении бытовой электроники, обуви и ряда других потребительских товаров превысила 80%, металлообрабатывающих станков и нефти — 50%, черных металлов и текстиля — 20%. С импортом связано 13% производства ВВП США. Всего же импорт в США составляет 17% мирового импорта товаров и 12,5% мирового импорта услуг. Машины и оборудование дают 2/3 прироста импорта США, на долю автомобилей и товаров потребительского назначения приходится четверть прироста. В связи со значительным укреплением курса американского доллара по отношению к ведущим мировым экспортерам товаров в конце 1990-х годов в США хлынул поток относительно дешевой и конкурентоспособной продукции из Европы, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

До 40% дефицита торгового баланса США приходится на Японию, столько же на другие страны региона ЮВА. Немалая доля импорта связана с внутрифирменными поставками зарубежных филиалов и дочерних компаний американских корпораций, использующих преимущества международной специализации. Среди стран-экспортеров потребительских товаров на рынок США Китай и другие быстрорастущие экономики Юго-Восточной Азии значительно потеснили Японию на рынке бытовой техники и захватили довольно большую долю рынка одежды и обуви. США является самым привлекательным рынком для иностранных инвесторов.

По данным платежного баланса ежегодно в США ввозится капитала на 0,5 трлн. долларов. Растет приток в страну как прямых инвестиций (приближаясь к 0,1 трлн. долларов), так и портфельных (0,3-0,4 трлн. долларов). Огромное положительное сальдо движения капитала не только смягчает проблему платежного баланса, но и помогает финансировать значительную часть капиталовложений в американскую экономику. Так, только прямые иностранные инвестиции обеспечивают до 7% капиталовложений в основные фонды американской экономики.

Ряд американских экономистов и членов правительства выражают беспокойство по поводу зависимости американской экономики от импорта. Значительное преобладание импорта над экспортом является серьезной проблемой для США. Основными источниками несбалансированности внешних связей являются пассивы в торговле с Японией, Западной Европой и новыми индустриальными странами. Хотя в последние годы дефицит сократился, вопрос выравнивания торговых потоков остается одним из самых острых для США. В отдельные годы темпы роста импорта страны вдвое превышали темпы увеличения экспорта. Так, в 1998 г. дефицит внешнеторгового баланса страны превысил 120 млрд. долларов. В связи с этим американская администрация предприняла ряд мер по стимулированию экспорта. Была принята государственная программа консультационной помощи американским экспортерам по поводу особенностей отдельных зарубежных рынков. Развернулась широкая кампания по преодолению барьеров для иностранных товаров на рынках Японии, Китая, некоторых новых индустриальных стран. Основными странами-экспортерами товаров и услуг на американский рынок являются Канада (19% импорта США), Япония (17,4%), Мексика (7,3%), Китай (5,6%), Германия (4,6%), Тайвань (3,9%) и Великобритания (3,6%).

Сеть международного производства и коммерческой деятельности, созданная зарубежными филиалами транснациональных корпораций посредством прямых иностранных инвестиций, получила в экономической литературе название «второй экономики» страны. Эта «вторая экономика» по объему прямых иностранных инвестиций, суммарному производству товаров и услуг, продажам на внутреннем рынке и экспорту (включая внутрикорпоративный экспорт) значительно превосходит другие развитые страны.

Доля американских корпораций в общем объеме накопленных прямых инвестиций в мире составляет около 25%. «Вторая экономика» выступает мощным стимулом развития внешней торговли США: более 50% объема экспорта филиалов американских компаний приходится на внутрикорпорационную торговлю и более 40% вывоза товаров и услуг материнскими компаниями направляется их зарубежным филиалам. Около 20% всех международных сделок, осуществляемых американскими компаниями, обусловлены их международным производством. На зарубежных филиалах американских корпораций трудятся около 10 млн. рабочих и служащих.

Примерно 2/3 продаж дочерних компаний американских ТНК осуществлялось по месту их нахождения. Лишь в Канаде и Мексике американские инвестиции производились в значительной мере в расчете на реализацию продукции на рынке США. Американские ТНК занимают прочные позиции на мировых рынках, заграничные предприятия которых обеспечивают производство товаров и услуг в объеме примерно 3 трлн. долларов в год (почти 40% ВНП США). Костяк «второй экономики» образуют зарубежные промышленные фирмы, на которые приходится свыше 70% продаж всех заграничных подразделений. Они оказывают огромное влияние на экономику стран, где эти предприятия работают.

Энергетическая безопасность

Стратегия национальной безопасности США, в частности, гласит: «Мы намерены укреплять свою энергетическую безопасность и повышать уровень общемирового благосостояния путем взаимодействия с нашими союзниками, торговыми партнерами и поставщиками энергоресурсов на пути расширения разнообразия источников и видов энергии, особенно в Западном полушарии, в Африке, Центральной Азии и Каспийском регионе. Кроме того, мы намерены и дальше взаимодействовать с нашими партнерами в целях создания более чистых и энергосберегающих технологий». [2]

США стремятся обеспечить наличие надежных поставок энергии по разумным ценам, что способствовало бы экономическому росту и процветанию, а также препятствовать использованию нефти в качестве инструмента влияния и давления. Однако для этого им необходимо решить ряд проблем. Как известно, 2/3 разведанных мировых запасов нефти находятся на Ближнем Востоке. Так же, как и Соединенные Штаты, Европа и Япония удовлетворяют все большую часть своих потребностей в нефти за счет ее импорта. Поэтому последствия любых срывов в системе глобальных поставок нефти будут ощущаться всеми участниками глобальной экономики. Кроме того, значительные запасы нефти находятся под контролем тех государств, которые США рассматривают как «проблемные».

Интересы энергетической безопасности США требуют наличия надежной международной стратегии и тесного сотрудничества с другими странами. Взаимодействуя с Международным энергетическим агентством, США уже взяли на вооружение подход, позволяющий предотвращать ущерб мировой экономике от внезапных потрясений на рынках нефти. В среднесрочном и долгосрочном плане американцы будут стремиться обеспечить увеличение и диверсификацию производства энергии и в самих Соединенных Штатах, и в надежных (с точки зрения США) странах-производителях. В рамках этих усилий США будут способствовать формированию в таких странах более благоприятного климата для инвестиций в нефтяную отрасль и совершенствованию инфраструктуры, необходимой для получения доступа к относительно новым поставщикам, в том числе в Каспийском и Среднеазиатском регионах.

Транспортная безопасность

Безопасность воздушных и морских перевозок, а также наличие надежных границ выступают важнейшим условием экономической безопасности и благополучия. США ведут постоянную работу с правительствами зарубежных стран и международными организациями в целях обеспечения безопасности грузовых и пассажирских трансграничных перевозок. Во взаимодействии с Международной организацией гражданской авиации США разрабатывают и внедряют более надежную систему контроля безопасности аэропортов и воздушных судов. Внедряются более строгие процедуры визового контроля и пропускного режима работников транспортной сферы.

США стремятся добиться того, чтобы террористы не могли тайно переправлять опасные материалы или сами пересекать морские и сухопутные границы. В партнерстве с зарубежными странами США начинают реализацию «Инициативы по безопасности контейнерных перевозок» и других мер, предусмотренных разработанной G -8. Программой совместных действий по обеспечению транспортной безопасности, а также Инициативой о безопасной торговле в Азиатско-Тихоокеанском регионе, выдвинутой форумом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Эти действия дают возможность осуществлять проверку содержимого прибывающих в страну контейнеров на предмет наличия в них опасных материалов и оружия массового поражения, а также прослеживать их путь к террористам, которые могут использовать эти материалы и оружие против США. Наряду с этим США должны координировать свои действия с Международной морской организацией в целях обеспечения выполнения международных стандартов, касающихся морских перевозок и портовых сооружений.

Финансовая стабильность ключевых союзников

Начав войну с терроризмом, США заручились поддержкой многих стран мира. США заинтересованы в том, чтобы страны, находящиеся на линии фронта в этой войне, не оказались перед угрозой экономической и финансовой нестабильности. США оказывают необходимую поддержку этим государствам путем активного взаимодействия с другими странами, международными финансовыми институтами (МФИ) и частным сектором в целях предотвращения финансовых кризисов и более эффективного разрешения таких кризисов, если они все-таки происходят. Содействие развитию региональной торговли станет еще одним важным фактором стимулирования экономического роста в ключевых прифронтовых государствах, таких, как Афганистан и Пакистан.

США работают над устранением финансовых диспропорций (особенно в Латинской Америке), способных привести к дестабилизации нарождающихся рынков. США взаимодействуют с международными финансовыми институтами в вопросах предоставления рекомендаций и оказания поддержки странам, пытающимся проводить надежную макроэкономическую политику, добиваться более высокой прозрачности, принимать разумные стандарты, контролировать уровень задолженности и удерживать низкие темпы инфляции.

Курс на открытость рынков как условие процветания

США заинтересованы в том, чтобы положить начало новой эпохе глобального экономического роста путем открытия рынков и расширения свободной торговли. В Стратегии национальной безопасности США отмечается, что «сильная мировая экономика служит интересам нашей национальной безопасности, способствуя повышению уровня благосостояния и расширяя границы свободы в остальном мире». Страны, готовые вместе с США противостоять угрозам, исходящим от террористов и «государств-изгоев», нуждаются в высоких темпах экономического роста и высоком уровне стабильности, потому что только в этом случае они смогут поддерживать общие усилия и ценности. Соединенные Штаты стремятся укрепить эту глобальную коалицию путем стимулирования экономического роста у себя дома и в других развитых странах, содействия экономическому развитию бедных стран и их уверенному движению к открытым рынкам как условию процветания. [3]

Как подчеркивается в Стратегии национальной безопасности США, «с этой целью мы вместе с нашими основными торговыми партнерами предпринимаем меры, способствующие стимулированию роста и появлению новых возможностей для развития во всем мире. Мы начали с закрепления тех экономических преимуществ, которых добились в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) с нашими ближайшими соседями — Мексикой и Канадой» [4] . Поскольку одним из прямых последствий ужесточения глобальных требований к безопасности стало временное замедление поставок промежуточных продуктов и полуфабрикатов через границы с партнерами по НАФТА, Соединенные Штаты разработали специальные планы действий по упорядочению пограничного сообщения как с Мексикой, так и с Канадой, обеспечивающие более высокий уровень безопасности и упрощающие процесс торговли между этими тремя участниками НАФТА.

Европа и Япония являются важнейшими партнерами США в области торговли и инвестиций. Они стали союзниками в войне с террором, понимая, что их собственная безопасность поставлена на карту. Согласованные усилия Соединенных Штатов, Европейского союза (ЕС) и Японии — непременное условие реализации принятой в Дохе Повестки дня ВТО в области развития, призванной создать новые многомиллиардные возможности, обеспечить доверие к рынкам и процессу интеграции и вывести мировую экономику на дорогу к стабильности.

Соединенные Штаты разработали комплексную стратегию содействия свободной торговле. Наряду с многосторонними усилиями в рамках ВТО, США продолжают работать и над региональными, и над двусторонними инициативами в области торговли. Америка уже располагает успешным опытом, наработанным в рамках НАФТА. Соглашение о свободной торговле в обоих Америках — Северной и Южной — следующая цель. Развивая успех, достигнутый США в рамках двустороннего соглашения о свободной торговле с Иорданией, США будут работать над заключением аналогичных соглашений с Чили, Сингапуром, Австралией, Южноафриканским таможенным союзом и другими странами и организациями.

Прогноз

Анализируя внешнеэкономическую деятельность и положение США в мире в целом, можно сделать следующие выводы:

  1. Влияние США в мире в ближайшее десятилетие будет меняться при сохранении абсолютных показателей американской мощи.
  2. Лидерство США несколько ослабеет в связи с вероятным уходом из Ирака в ближайшей перспективе. Можно предположить, что это скажется на некоторых нюансах курса американской внешней политики. Однако Америка, скорее всего, вернет свои позиции.
  3. Коррекция внешнеполитического курса, вероятно, приведет к росту политического влияния Америки в мире. Тем не менее, маловероятно, что в ближайшее десятилетие оно достигнет такого же уровня, как в начале 2000-х гг. Причина тому — изменившееся соотношение сил в мире, появление новых сильных экономик и возможность формирования многополярной системы.
  4. США, по всей видимости, сохранят и увеличат свой потенциал в военной сфере, продолжится создание системы ПРО. [5] Уже сейчас военный бюджет США — это 40% (!) мировых расходов на оборону. И ожидается, что их объем будет возрастать, что свидетельствует о приоритетности данного направления в политике обеспечения внешней безопасности США.
  5. Экономика США — это сильная, наиболее динамичная экономика мира и, видимо, останется таковой, несмотря на возможные трудности. Недавний кризис ипотечного рынка жилья не вывел американскую экономику из равновесия. Тем не менее, сама доля США в мировом ВВП может несколько снизиться.
  6. Доллар продолжит терять свои позиции, но останется безусловной резервной валютой и единицей международных расчетов.

Таким образом, в плане обеспечения ВЭБ внешняя политика США, возможно, будет предполагать следующее:

  • диверсификацию инструментов внешней политики, а также более активное использование различных экономических механизмов;
  • дальнейшее развитие тесных отношений с Индией и налаживание отношений с Китаем — при продолжающемся нарастании соперничества с ним;
  • усиление участия в международных организациях в многостороннем формате;
  • продолжение борьбы с терроризмом и сотрудничество с другими странами в этой сфере;
  • пересмотр курса на «распространение демократии» в связи с усилением внимания к другим задачам, как, например, укрепление государственных институтов развивающихся стран, развитие образования и уровня управления в таких странах. Не исключен пересмотр или коррекция такого известного приоритета США, как обязательное проведение свободных выборов в развивающихся странах;
  • диверсификация источников энергоресурсов в связи с растущими ценами на энергоносители, и соответствующие изменения внешнеполитического курса в связи с этим.

[1] Суслов Д.В. «Можно ли управлять миром?». Сборник «Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут изменить все». Под ред. Караганова С.А. – М.: АСТ: Русь-Олимп, 2008, стр. 143-179.

[2] The National Security Strategy of the United States, October 2002.

[3] http://www.whitehouse.gov/infocus/homeland/

[4] Ларсон А. Экономические приоритеты Стратегии национальной безопасности (http://www.if.tsu.ru/Sokol/USA2.htm).

[5] Кортунов С.В. «Военно-политическая обстановка». Сборник «Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут изменить все». Под ред. Караганова С.А. – М.: АСТ: Русь-Олимп, 2008, стр.113-142.

Проблематика: Прогноз; Экономика; Безопасность; Энергетика; Стратегия развития.

12.09.2008 обсуждение послать ссылку Полина Тонких
© 2007-2008