Клуб мировой политической экономики |
» | Публикации |
Нетаньяху в Вашингтоне |
За переговорами премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху с президентом Бараком Обамой следил буквально весь мир. Каждый говорил то, что должен был говорить, руководствуясь интересами тех сил, поддержка которых для него важна. Об этом пишет профессор кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ, доктор исторических наук Г.И.Мирский. |
За переговорами премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху с президентом Бараком Обамой следил буквально весь мир — и не потому, что израильско-палестинский конфликт так уж невероятно волнует человечество, а потому, что от его решения сегодня в значительной мере зависит судьба того нового политического курса, который провозгласил новый глава Белого Дома. Предшественник Обамы настолько испортил имидж своей страны за границей, особенно в мире ислама (после интервенции в Ираке), что нынешнему президенту придется прилагать огромные усилия для того, чтобы представить всем новый облик Соединенных Штатов, не агрессивной и ни с кем не считающейся державы, а « Америки с человеческим лицом». И для мирового мусульманского сообщества лакмусовой бумагой будет вопрос об урегулировании старейшего из ныне существующих на земле конфликтов — длящегося 60 лет арабо-израильского противостояния. Если Обаме удастся сдвинуть с мертвой точки зашедший в тупик процесс мирного урегулирования, хотя бы обозначить какой — то прорыв, доказать, что США действительно намерены добиться справедливого решения (а оно состоит только в создании палестинского государства рядом с Израилем) — тогда в исламском мире появится доверие к новой американской администрации, тогда будет несравненно легче начать переговоры с Ираном. А такие переговоры жизненно важны для Вашингтона, поскольку ему необходимо предотвратить превращение Ирана в ядерную державу. И дело здесь не в том, что сама Америка опасается иранской атомной бомбы, которая, дескать, может быть сброшена на нее или на Западную Европу — это трудно себе представить даже при очень богатой фантазии. Дело в Израиле, у которого могут сдать нервы. Настроение израильтян легко понять: они живут в маленькой стране, неподалеку от нее существует Иран, большая держава, руководство которой прямо заявляет, что еврейское государство должно быть стерто с карты мира, и вот сейчас эта держава на всех парах идет, по единодушному мнению израильтян, к созданию атомной бомбы. И в израильском обществе растет тревога, крепнет убеждение в том, что раз никому не удается дипломатическим путем воздействовать на Тегеран — ни ООН, ни американцам, ни кому–либо еще, тогда надо нанести превентивный удар для того, чтобы уничтожить иранский ядерный потенциал, пока еще не поздно. Но, по мнению всех военных специалистов, ВВС Израиля не в состоянии добиться гарантированной ликвидации всех иранских ядерных объектов. Это можно сделать, если вообще такая задача осуществима, только при помощи американских вооруженных сил. Однако в планы Обамы меньше всего входит еще одна война с мусульманской страной, с третьей страной после Ирака и Афганистана, откуда американцы далеко еще не выбрались. И даже самостоятельный удар Израиля все равно был бы катастрофой для США, ведь весь исламский мир на сто процентов убежден, что любые агрессивные действия еврейского государства возможны лишь с санкции Вашингтона. И без того беспрецедентно высокий уровень антиамериканских настроений в мусульманских странах возрос бы до того, что вся политика США в Азии и Северной Африке потерпела бы полное фиаско. Что творилось бы в Ираке, где война против готовящихся уходить американцев вспыхнула бы вновь с удвоенной силой, в Афганистане и Пакистане, где и без того Соединенным Штатам приходится резко увеличивать свое военное присутствие — легко себе представить. Хуже того — затрещали бы американские позиции и в странах, являющихся ключевыми союзниками США на Востоке — в Египте и Саудовской Аравии. Вот почему Обама должен сделать все, чтобы удержать Израиль от удара по Ирану, и более того — дать всему исламскому миру доказательство желания и способности Соединенных Штатов добиться кардинального сдвига в израильско-палестинском конфликте, хотя бы начала реального продвижения к образованию палестинского государства. Тогда вся картина изменилась бы в пользу Вашингтона. Но беда для Обамы в том, что ему приходится иметь дело с наихудшим израильским правительством, какое только можно себе представить, если иметь в виду в виду шансы на соглашение с палестинцами. Выборы в израильский кнессет (парламент) привели к формированию правительственной коалиции во главе с партией Ликуд, никогда не признававшей концепции двух государств. Еще хуже то, что ключевую позицию в кабинете Нетианьяху занимает успешно выступившая на выборах партия «Наш дом — Израиль» во главе с Авигдором Либерманом, одним из наиболее шовинистических, антиарабски настроенных израильских политиков. Эта партия и слышать не хочет о создании независимого палестинского государства и о демонтаже еврейских поселений на оккупированном Израилем в 1967 г. Западном Берегу, а именно эти два условия как минимум необходимы для соглашения даже с признающим Израиль и готовым на компромисс Махмудом Аббасом, главой Палестинской национальной администрации, обладающим властью на Западном Берегу. И вот Нетаньяху назначил именно Либермана министром иностранных дел- хуже не придумаешь. На переговорах с Обамой Нетаньяху уклонился от вопроса о палестинском государстве, даже не произнес слов о желательности two state solution, «решения на базе двух государств», а без этого термина не обходится ни один план урегулирования конфликта. Израильский премьер сделал главный упор на проблему Ирана, дав понять, что до тех пор, пока не удастся заморозить осуществление иранской программы, нечего и думать о продвижении на палестинском фронте. Обама, напротив, утверждал, что именно прорыв в палестинском урегулировании создаст благоприятные условия для воздействия на Иран с целью побудить его отказаться от продолжения своей ядерной программы. Позиции оказались диаметрально противоположными, что и стало ясно на пресс-конференции. Все это было вполне предсказуемо; ведь если бы Нетаньяху даже заикнулся о своем согласии на образование палестинского государства и на замораживание строительства еврейских поселений на Западном Берегу (не говоря уже о демонтаже существующих поселений), «Наш дом — Израиль» и религиозные партии вышли бы из кабинета, немедленно последовал бы развал правительственной коалиции. А если бы Обама не настаивал на этих двух условиях, он безнадежно разочаровал бы не только «умеренных» палестинцев во главе с Махмудом Аббасом, но и все союзные с США консервативные правительства арабских стран. Поэтому каждый говорил то, что должен был говорить, руководствуясь интересами тех сил, поддержка которых для него важна. И итоги визита, даже закамуфлированные ритуальными дипломатическими фразами, оказались неудачными. Возникла патовая ситуация. Отношения между США и Израилем неизбежно охладевают, хотя это охлаждение, конечно, имеет свои пределы. Все задаются вопросом: сможет ли Обама, не восстанавливая против себя могущественные произраильские силы внутри США, оказывать на Израиль достаточно сильное давление, чтобы побудить правительство Нетаньяху изменить свою позицию? Пока что это выглядит весьма сомнительным. А тем временем стрелка часов бежит вперед, иранские центрифуги крутятся все быстрее, нервозность в Израиле возрастает. И акцент переносится на другой фактор: способны ли американцы воздействовать на Иран, предложить ему нечто, что побудило бы тегеранских правителей остановить программу обогащения урана? Тогда вопрос о возможном израильском ударе отпал бы сам собой. Но все это станет яснее после выборов президента в Иране, которые состоятся в июне. |
Проблематика: Стратегия развития; Безопасность.
|
© 2007-2008 |