Клуб мировой политической экономики

»

Учебные пособия

Глава восьмая. Глобальное изменение климата

Свечников Александр Львович, доцент кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ. Учебное пособие «Мировая политика в условиях кризиса» (под ред. профессора С.В.Кортунова).

Атмосфера состоит из смеси 10 различных газов, преимущественно азота (около 78%) и кислорода (21%). Оставшийся процент приходится в основном на аргон, а также  небольшое количество углекислого газа, гелия и неона. Данные газы являются инертными (не вступают в химические реакции с другими веществами). Совсем незначительную долю атмосферы составляют также двуокись серы, аммиак, угарный газ, озон и водяные пары. Кроме того, в атмосфере содержатся загрязняющие вещества - газообразные загрязнения, частицы дыма, соль, пыль и вулканический пепел.

Атмосфера состоит из четырех слоев: тропосферы, стратосферы, мезосферы и термосферы. Первый слой (тропосфера) заканчивается на высоте около 12 км над землей. Тропосфера является самый теплым слоем, поскольку солнечные лучи отражаются от земной поверхности и нагревают воздух. По мере удаления от земли температура воздуха в верхней части тропосферы падает до -55°С.

Стратосфера простирается до высоты около 50 км над поверхностью Земли. В верхней части тропосферы находится озоновый слой. Здесь температура выше, чем в тропосфере, так как озон задерживает значительную часть губительного ультрафиолетового излучения.

Над стратосферой (50-70 км) находится мезосфера. В пределах мезосферы имеется мезопауза - самая холодная область атмосферы. Подлетающие к Земле метеоры, как правило, сгорают в мезосфере. Несмотря на то, что воздух здесь очень разрежен, трение, возникающее при столкновении метеора с молекулами кислорода, создает сверхвысокую температуру.

Последний основной слой атмосферы, отделяющий Землю от космоса, называется термосферой. Он находится на высоте примерно 100 км от земной поверхности и состоит из ионосферы и магнитосферы.

В ионосфере солнечная радиация вызывает ионизацию. Именно здесь частицы получают электрический заряд. Во время их движения через атмосферу, можно наблюдать находящееся на большой высоте полярное сияние. Кроме того, ионосфера отражает радиоволны, обеспечивая возможность дальней радиосвязи.

Выше расположена магнитосфера, которая представляет собой наружный край магнитного поля Земли. Она действует как гигантский магнит и защищает Землю, улавливая частицы большой энергии.

Термосфера имеет наименьшую плотность среди всех слоев, в ней атмосфера постепенно исчезает и сливается с космическим пространством.

Системы формирования погоды всего мира находятся в тропосфере. Они возникают в результате совместного воздействия на атмосферу солнечной радиации и вращения Земли. Движение воздуха (ветер) происходит, когда теплые воздушные массы поднимаются вверх, вытесняемые холодными. Воздух наиболее сильно прогревается на экваторе, где солнце находится в зените, и становится холоднее по мере приближения к полюсам.

За время существования атмосферы ее состав постоянно менялся. Первоначально она была богата углекислым газом, содержала азот, водяные пары и кислород абиогенного происхождения. Однако появление и развитие на Земле живого вещества вызвало революционные изменения в составе атмосферы. Она приобрела биогенный кислород и почти полностью освободилась от углекислого газа. Часть последнего вошла в состав земной коры в виде залежей угля, торфа и др.

Живое вещество – краеугольный камень учения о биосфере В.И. Вернадского. Под биосферой он понимал «термодинамическую оболочку с температурой от +50 до -50° и давлением около одной атмосферы». Называя поверхностную оболочку земного шара биосферой, В.И. Вернадский подчеркивал тем самым преобладающую энергетическую роль биологических процессов в образовании и развитии всего верхнего слоя земной коры, вод и атмосферы.

Атмосфера Земли обеспечивала условия для развития биосферы в течение многих сотен тысяч лет. Однако в настоящее время этому источнику жизни угрожают явления, которые многие ученые связывают с деятельностью человека - глобальное потепление, разрушение озонового слоя, загрязнение воздуха.

Межправительственная группа экспертов по изменению климата, являющаяся весьма авторитетной международной организацией, объединяющей ученых из 130 стран мира в 2007 году представила свой Четвертый оценочный доклад. В докладе сделан вывод о том, что с вероятностью в 90% наблюдаемые изменения климата связаны с деятельностью человека.

Антропогенное происхождение современных климатических изменений, в частности, подтверждают исследования содержания парниковых газов в пузырьках воздуха, вмерзших в лед. Они показывают, что такой концентрации СО2 как в настоящее время не наблюдалось в течение последние 650000 лет. При этом, по сравнению с доиндустриальным периодом (1750 г.), концентрация углекислого газа в атмосфере выросла на треть. Современные глобальные концентрации метана и закиси азота также существенно превысили доиндустриальные значения.

По оценкам специалистов, рост концентрации этих основных парниковых газов с середины ХVІІІ века обусловлен, в первую очередь, сжиганием углеродного ископаемого топлива (нефти, газа, угля и др.), развитием промышленности, а также сведением лесов, активно поглощающих CO2 атмосферы.

О роли человека в происходящих изменениях климата также свидетельствуют результаты сопоставления данных моделирования роста глобальной температуры с данными реальных наблюдений. В настоящее время разработаны различные модели прошлых и будущих изменений температуры поверхности Земли. В одних из них учитывались только естественные причины потепления, в других – антропогенный фактор. При наложении на результаты моделирования данных прямых метеорологических наблюдений выяснилось, что они совпадают с теми моделями, где учитывалось влияние человека. Это свидетельствует о том, что, в соответствии с моделями, без воздействия антропогенного фактора температура на Земле была бы сегодня ниже наблюдаемой.

И все же однозначный ответ о роли антропогенного фактора в изменениях климата пока невозможен. Ясно только то, что человек своей хозяйственной деятельностью влияет на климат. Вполне вероятно, что именно это влияние окажется решающим в длинной цепи причин, обусловливающих климатические изменения.

Однако сегодня гораздо более важно принимать во внимание другое – то, что изменения климата уже происходят и, как свидетельствуют прогнозы, вероятно, будут лишь усиливаться. Поэтому вне зависимости от причастности к ним человека необходимо предпринимать меры по противодействию этим изменениям с тем, чтобы избежать опасных и необратимых последствий для природы, экономики и общества в будущем.

Глобальное потепление

Явление «парникового эффекта» известно уже более ста лет. Земля поддерживает свою равновесную температуру посредством хрупкого баланса между поступающей солнечной энергией (коротковолновой радиацией), которую она поглощает, и исходящей инфракрасной энергией (длинноволновой радиацией), которую она испускает. Часть последней уходит в космическое пространство.

Парниковые газы (водяной пар, двуокись углерода, метан и другие) практически не препятствуют проникновению солнечной радиации сквозь атмосферу, но поглощают инфракрасное излучение, идущее от земной поверхности, и затем отражают некоторую его часть обратно к Земле. Этот природный «парниковый эффект» позволяет сохранять температуру земной поверхности примерно на 33°С выше, чем она была бы в его отсутствие, что делает Землю достаточно теплой для поддержания жизни на ней.

В результате промышленной революции в атмосфере существенно выросла концентрация двуокиси углерода – одного из важнейших газов, создающих «парниковый эффект». Этот вклад в «парниковый эффект» известен как «глобальное потепление».

В настоящее время концентрация двуокиси углерода в атмосфере составляет примерно 370 частей на миллион, что означает более чем 30%-ное ее увеличение по сравнению с 1750 годом. Накопление этого газа в атмосфере связано, в первую очередь, с его антропогенным выбросами при сжигании ископаемого топлива. Хотя на двуокись углерода приходится более 60% дополнительного «парникового эффекта», накопленного за период интенсивного промышленного роста, концентрации других парниковых газов, включая метан, оксид азота, галогеноуглероды и галогены, также выросли.

Выбросы парниковых газов неравномерно распределяются между отдельными странами и регионами. За основную часть как прошлых, так и современных выбросов, ответственны промышленно развитые страны.

В 2001 году, в ходе оценки возможных последствий роста атмосферных концентраций парниковых газов, Межправительственная группа по изменению климата  пришла к выводу, что «имеются новые и более веские основания полагать, что наблюдаемое в последние 50 лет потепление может в значительной степени быть обусловлено человеческой деятельностью». В течение всего XX века потепление оценивается приблизительно в 0,6±0,2°С; «весьма вероятно», что 90-е годы стали самым теплым десятилетием, а 1998 год – самым теплым годом за весь период инструментальных климатических наблюдений, выполняемых с 1861 года. Подъем уровня Мирового океана за последние 100 лет на 10–20 см в значительной степени, вероятно, связан с повышением глобальных температур.

Есть и другие свидетельства глобального потепления. Например, темпы повышения средней температуры земной поверхности за последние 50 лет почти в два раза превысили аналогичные показатели за последние 100 лет. В эти же годы средняя температура земной поверхности возросла на 0,74°C. В конце 90-х готов ХХ столетия и в начале ХХI столетия наблюдались самые высокие годовые температуры со времени начала регистрации современных температурных данных, а количество льда в арктических водах снижается в среднем на 2,7% каждые десять лет.

Одним из наиболее существенных последствий глобального потепления является повышение уровня моря. На протяжении ХХ столетия уровень моря повысился примерно на 17 см. Между тем, результаты геологических исследований указывают на то, что на протяжении предыдущих 2000 лет уровень моря повышался на значительно меньшую величину.

В регионах с умеренным климатом уменьшилась толщина горных ледников, а также снежное покрытие, особенно в весенний период. Уровень промерзания грунта во время зимнего сезона в северном полушарии в течение всего ХХ столетия снизился на 7%. В течение последних 150 лет период замерзания рек и озер изменился — они начинают замерзать примерно на 5,8 дня позже, а оттаивать на 6,5 дней раньше.

Экологические системы, экономика и общество чутко реагирует на изменения климата. Повышенные температуры океана нанесли серьезный вред ряду уязвимых экосистем, в частности, коралловым рифам. Неблагоприятные колебания климатических условий вызвали сокращение популяций некоторых видов мигрирующих птиц. Изменение климата оказывает существенную дополнительную нагрузку на те экосистемы, которые уже находятся под воздействием растущего ресурсопотребления, неустойчивой практики управления и загрязнения.

Весьма вероятно, что климатические изменения через ряд механизмов воздействуют на здоровье и благополучие населения. В частности, они могут оказывать неблагоприятный эффект на запасы пресной воды, производство продовольствия, распределение и сезонное распространение таких инфекционных заболеваний, как малярия, тропическая лихорадка и шистосомоз.

Разрушение озонового слоя

Общее количество озона в атмосфере не велико, но этот газ является ее важнейшим компонентом. Его содержание увеличивается на высоте 20-60 км. Именно здесь располагается слой озона, носящий также название озонового экрана, значение которого исключительно велико. Озон способен поглощать ультрафиолетовую коротковолновую радиацию Солнца, которая и повышает температуру стратосферы на уровне озонового экрана.

Озон имеет следующее происхождение: молекулярный кислород атмосферы энергично поглощает солнечную ультрафиолетовую радиацию. Это поглощение приводит к диссоциации молекул О2. Освобождающийся кислородный атом является активным окислителем: встречаясь с двухатомной молекулой кислорода, атом кислорода образует трехатомную молекулу озона (О2 + О1 = О3).

В зависимости от времени года и удаленности от экватора содержание озона в верхних слоях атмосферы меняется. Но в начале 80-х годов прошлого столетия над южным полюсом Земли резко увеличилась область с пониженным содержанием озона – «озоновая дыра».

С уменьшением мощности озонового слоя увеличивается количество ультрафиолетового излучения Солнца, попадающего на земную поверхность, происходит нарушение теплового баланса планеты. В свою очередь, повышение активности солнечного излучения оказывает заметное влияние на биосферу и чревато возникновением опасных ситуаций.

Истощение озонового слоя угрожает здоровью населения, вызывая такие заболевания, как рак кожи, катаракта глаз, иммунодефицит.

Разрушение озонового слоя обусловлено действием ряда химических соединений, называемых озоноразрушающими, из которых наиболее известными являются хлорфторуглероды (ХФУ), которые впервые были получены в 1928 году. За счет своей химической стойкости ХФУ не токсичны для любых форм жизни. Они не горят, не вступают в реакцию с другими веществами, не вызывают коррозии. Отличаясь низкой теплопроводностью, ХФУ придают высокие теплоизоляционные свойствам материалам, нашедшим широкое применение в пищевой и строительной промышленности. Некоторые ХФУ испаряются и могут конденсироваться при комнатной температуре, что позволяет их использовать в качестве хладагентов для холодильного оборудования и кондиционеров (в этом случае они известны под торговым названием «фреоны»). Соединения ХФУ недороги в производстве и, как считалось ранее, их можно без последствий выбрасывать в окружающую среду, выпуская в атмосферу в виде газа, или направляя соответствующую продукцию на открытые свалки.

В период с 1950-75 гг. мировое производство ХФУ росло более чем на 11% ежегодно, практически удваиваясь каждые шесть лет. Только в США хладагенты на основе ХФУ использовались в 100 млн. холодильников, 30 млн. холодильных камер, 90 млн. бытовых кондиционеров. Среднестатистический житель Северной Америки и Европы расходовал примерно 0,9 кг ХФУ в год. Для целого ряда компаний, расположенных в разных странах ХФУ являлись основным источником прибыли.

В то же время, благодаря постоянным усилиям со стороны международного сообщества, в настоящее время глобальное потребление озоноразрушающих веществ заметно сократилось. Прогнозируется, что в ближайшие 10–20 лет озоновый слой начнет восстанавливаться и к середине XXI века достигнет уровней 1980 года при условии жесткого соблюдения всеми странами всех предусмотренных Монреальским протоколом мер.

Международное сотрудничество стало ключевым фактором защиты стратосферного озонового слоя. Государства достигли принципиального согласия о том, чтобы приступить к решению этой глобальной проблемы до того, как станут очевидными ее последствия и будет научно обосновано само ее существование. И это, возможно, первый пример принятия упреждающего подхода в защите атмосферы.

Загрязнение атмосферы

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) обращает внимание на шесть веществ, загрязняющих воздух: CO, свинец, двуокись азота (NO2), взвеси (включая пыль, дымку и дымы), SO2 и тропосферный озон (О3).

Сжигание ископаемого топлива и биомассы является наиболее значительным источником загрязнения воздуха такими веществами, как SO2, CО, некоторые окислы азота (в частности, NO и NO2, обозначаемые общим символом NОX), взвеси, летучие органические соединения (ЛОС) и тяжелые металлы. Эти процессы также являются важным источником образования двуокиси углерода (CO2).

На протяжении всего исторического периода темпы роста глобального потребления энергии опережали темпы роста населения, увеличиваясь пропорционально квадрату числа жителей Земли, то есть скорость роста потребления энергии в два раза превышала скорость роста населения. За 140 лет с 1850 года по 1990 год, когда население Земли увеличилось в 4,3 раза, потребление энергии возросло в 17 раз. Предполагается, что за первые два десятилетия ХХІ века мировое потребление энергии увеличится на 59%. Половина ожидаемого к 2020 году прироста придется на развивающиеся страны – Китай, Индию, Южную Корею, Центральную и Южную Америку.

При этом основным источником энергии для современной цивилизации по-прежнему остается ископаемое топливо, удовлетворяющее более 89% энергетических потребностей человечества. Необходимо учитывать, что используемые виды топлива изменяются от региона к региону. Например, природный газ доминирует в Российской Федерации, в то время как 73% энергии, потребляемой в Китае, вырабатывается из угля. В развивающихся странах важным источником энергии и основным источником загрязнения воздуха помещений является биомасса.

Выбрасываемые в атмосферу вредные вещества, влияют как на здоровье населения, так и на экосистемы. Согласно имеющимся оценкам, загрязнение воздуха в помещениях и за их пределами является причиной почти 5% всех заболеваний населения мира. Загрязнение воздуха усиливает и, возможно, даже является первопричиной астмы и других аллергических респираторных заболеваний. Такие случаи неблагоприятного исхода беременности, как рождение мертвого плода или низкие весовые показатели новорожденных, также связываются с загрязнением воздуха. Подсчитано, что в сельских районах развивающихся стран около 1,9 млн. человек ежегодно умирают вследствие подверженности высоким концентрациям взвесей в воздухе помещений. При этом повышение смертности по причине высоких концентраций взвесей и SO2 в воздухе помещений оценивается примерно в 500 тыс. человек ежегодно. Кроме этого, стало очевидным, что существенное влияние на здоровье людей оказывают частицы, имеющие средний аэродинамический диаметр менее 2,5 мкм.

Несмотря на то, что под влиянием принимаемых мер заметный прогресс был достигнут в сокращении промышленных выбросов, во многих странах транспорт стал одним из важнейших источников загрязнения воздуха (особенно окислами азота и многочисленными соединениями углерода). Высокие концентрации названных веществ в воздухе городов способны, при определенных климатических условиях, вызвать фотохимический смог, который оказывает серьезное влияние на здоровье населения.

Во многих городских центрах и прилегающих к ним районах одной из дополнительных проблем становятся высокие концентрации тропосферного озона. Тропосферный озон антропогенного происхождения может образовываться в ходе реакций между NОX и летучими органическими веществами в теплые солнечные дни, особенно в городах и промышленных зонах, а также в регионах, для которых характерна стагнация воздушных масс. Это явление может иметь широкое распространение, поскольку обнаружено, что молекулы О3 мигрируют на большие расстояния (до 800 км) от источника их эмиссии. Концентрации тропосферного озона на обширных пространствах Европы и в некоторых районах Северной Америки столь велики, что угрожают не только здоровью населения, но также и растительному покрову. В частности, подсчитано, что в Соединенных Штатах озон приземного слоя атмосферы ежегодно обходится государству в 500 млн. долл. вследствие снижения продуктивности сельхозугодий и лесов коммерческого значения.

Загрязнение городского воздуха является одной из наиболее важных экологических проблем. В большинстве городов Европы и Северной Америки в последние годы концентрации SO2 и взвесей существенно снизились. В то же время во многих развивающихся странах быстрая урбанизация вызвала усиление загрязнения воздуха городов. Стандарты качества воздуха ВОЗ часто не соблюдаются, и для таких крупных городов, как Пекин, Калькутта, Мехико и Рио-де-Жанейро, типичны высокие уровни содержания взвесей в воздухе.

С загрязнением воздуха связана проблема «кислотных дождей». Этим термином называют все виды метеорологических осадков (дождь, снег, град, туман, дождь со снегом),  рН  которых  меньше, чем среднее значение рН дождевой воды (5.6). Загрязняющие атмосферу двуокись серы (SO2) и окислы азота (NОХ) трансформируются в атмосфере земли в кислотообразующие частицы. Эти частицы вступают в реакцию с водой атмосферы, превращая ее в растворы кислот, которые и понижают рН дождевой воды.

Выпадение кислотных осадков является одной из причин закисления почв и вод, вызывающей сокращение рыбных запасов, снижение биологического разнообразия в чувствительных к подкислению озерах, деградацию лесов и почв. Избыточное количество азота способствует эвтрофикации, особенно в прибрежных районах. Кислотные дожди наносят вред экосистемам, стимулируют сброс листвы, коррозию памятников и зданий, имеющих историческое значение, снижение урожаев сельскохозяйственных культур.

Кислотные осадки за последние десятилетия вошли в число наиболее серьезных экологических проблем, особенно в Европе и Северной Америке, а в последнее время также и в Китае. Около 1980 года первоочередной экологической проблемой стал ущерб, наносимый кислотными осадками лесам Европы. При этом в период с 50-х по 80-е годы закисление тысяч озер Скандинавии привело к утрате популяций различных видов рыб. К настоящему времени в ряде районов Европы выбросы в атмосферу SO2 антропогенного происхождения, вызывающие кислотные осадки, сократились почти на 70% по сравнению с их максимальными значениями в прошлые годы. Примерно на 40% эти выбросы уменьшились в США. Это в значительной степени способствовало восстановлению природного кислотного баланса, по крайней мере, в Европе. В то же время в Азиатско-Тихоокеанском регионе растущая эмиссия SO2 в связи с ростом потребления угля и других высокосернистых видов топлива остается серьезной экологической угрозой.

Серьезные проблемы для атмосферы создают также стойкие органические загрязняющие вещества (СОЗ). Установлено, что они медленно разрушаются и способны переноситься в атмосфере на большие расстояния. Высокие концентрации некоторых СОЗ обнаружены в полярных регионах. Эти вещества могут накапливаться в жировых тканях животных, угрожая здоровью людей.

Меры по противодействию изменениям климата

Проблема изменения климата в настоящее время решается на международном и региональном уровнях, а также усилиями отдельных государств.

Деятельность мирового сообщества в этом направлении осуществляются при самом активном участии ООН. Под эгидой этой организации принята Рамочная конвенция об изменении климата (РКИК ООН), а затем Киотский протокол. Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун свой первый официальный доклад в начале 2007 г. посвятил именно вопросам климата, отметив, что «опасность, которую представляют войны для всего человечества и для нашей планеты, как минимум, сравнима с угрозой климатических изменений и глобального потепления».

В рамках 62-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН впервые в истории вопросы изменения климата обсуждалась на уровне глав государств и правительств. При этом обсуждения не ограничивались экологическими вопросами, но затрагивали и такие сферы как проблема преодоления бедности, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности, долгосрочные планы социально-экономического развития стран.

 Переговоры о принятии Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК ООН) были начаты в феврале 1991 года. Конвенция была открыта к подписанию 4 июня 1992 г. на состоявшейся в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию и 21 марта 1994 г. вступила в силу.

РКИК ООН была разработана как ключевой инструмент международного сотрудничества по смягчению негативных последствий изменения климата и снижения антропогенной нагрузки на атмосферу Земли. Однако в Конвенции определены лишь общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата (в связи с этим она носит рамочный характер). РКИК ООН стала первым международным соглашением, направленным на борьбу с глобальным изменением климата и его последствиями.

Конечная цель РКИК состоит в том, чтобы «добиться…стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему» и, тем самым, предотвратить глобальные изменения в атмосфере. Причем, «такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющее не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе».

В Конвенции определены общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата для Сторон, которыми в настоящее время является 190 государств и Европейское сообщество. При этом РКИК ООН предусматривает применение важнейшего принципа общей, но дифференцированной ответственности, учитывающий различный уровень социально-экономического развития стран. Признается, что основную роль в борьбе с изменением климата и его отрицательными последствиями должны играть промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой, которые в процессе своего экономического развития внесли больший вклад в совокупный объем антропогенных выбросов парниковых газов (принцип исторической ответственности).

РКИК определяет только общие принципы, обязательства для Сторон Конвенции и основные направления деятельности по решению проблемы изменения климата, в частности, там отмечается, что:

  • РКИК предусматривает необходимость учета выбросов и абсорбции парниковых газов Сторонами Конвенции. Данные о зарегистрированных ежегодных выбросах и абсорбции парниковых газов должны регулярно предоставляться в Секретариат РКИК в виде ежегодных отчетов об их инвентаризации – кадастров;
  • Стороны обязаны формулировать, осуществлять, публиковать и регулярно обновлять национальные программы по смягчению последствий изменения климата путем сокращения антропогенных и абсорбции парниковых газов, а также осуществлять меры по содействию адекватной адаптации к изменению климата;
  • Стороны обязаны представлять на периодической основе общее описание мер, принятых или предусмотренных Стороной, по осуществлению Конвенции.

Вместе с тем, РКИК предусматривает применение важнейшего принципа общей, но дифференцированной ответственности, с учетом различных социально-экономических условий стран. Причем, признается, что основную ответственность за антропогенные изменения климата несут промышленно развитые страны, поэтому они должны играть ведущую роль в борьбе с изменением климата и его отрицательными последствиями.

В этой связи на промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой РКИК налагает дополнительные обязательства:

  • Каждая из указанных Сторон Конвенции должна проводить национальную политику и принимать соответствующие меры по смягчению последствий изменения климата путем ограничения своих антропогенных выбросов парниковых газов, защиты и повышения качества своих поглотителей парниковых газов, демонстрируя, таким образом, лидерство в этой области для остальных стран;
  • Стороны должны представлять на периодической основе подробную информацию о своих политике и мерах, а также о прогнозируемых в связи с ними антропогенных выбросах из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;
  • Стороны, входящие в Приложение II к РКИК (преимущественно, страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития), обязаны предоставлять финансовую и иную помощь развивающимся странам для выполнения ими своих обязательств по Конвенции, учитывая при этом их конкретные потребности и особенности их социально-экономического развития. Эти подпункты предусматривают помощь по предоставлению доступа к экологически безопасным технологиям и «ноу-хау».

Верховным органом Конвенции является Конференция сторон (КС). Участники КС - представители всех стран, являющихся Сторонами РКИК ООН.

КС собирается ежегодно для обзора хода реализации Сторонами положений, закрепленных в Конвенции, с точки зрения достижения ее конечной цели, рассмотрения последних научных выводов по проблеме изменения климата и наилучших практик по разработке и внедрению политики и мер, направленных на смягчение последствий климатических изменений и адаптацию к ним. На основании этого обзора КС принимает соответствующие решения по усовершенствованию положений Конвенции для стимулирования реализации Сторонами своих обязательств и о проведении переговоров по новым обязательствам.

Бюро Конференции Сторон создано с целью оказания содействия Президенту КС в выполнении своих функций. Оно дает советы Президенту по различным вопросам и принимает решения по переговорному процессу.

Два вспомогательных органа РКИК ООН были учреждены на Первой Конференции Сторон РКИК ООН в Берлине в 1995 году. Эти же два органа служат и для целей Киотского протокола.

Вспомогательный орган для консультирования по научным и техническим аспектам (ВОКНТА) дает рекомендации Конференции Сторон по научным, технологическим и методологическим вопросам, в т.ч. по разработке и передаче технологий, адаптации, улучшению стандартов национальных сообщений и кадастров выбросов парниковых газов. В своей работе ВОКНТА тесно связан с деятельностью МГЭИК.

Вспомогательный орган по осуществлению (ВОО) помогает оценивать и пересматривать ход реализации положений Конвенции, например, на основе анализа национальных сообщений, предоставляемых Сторонами. ВОО занимается также финансовыми и административными вопросами.

ВОКНТА и ВОО сотрудничают между собой по различным вопросам, включая укрепление потенциала, передачу технологий, реализацию механизмов Киотского протокола.

Секретариат РКИК ООН и Киотского протокола призван оказывать содействие всем органам Конвенции и Протокола в осуществлении их функций. Он готовит сессии КС/СС и вспомогательных органов, помогает Сторонам в реализации своих обязательств, готовит обзоры, распространяет информацию, а также сотрудничает с другими международными организациями. С 1995 года постоянное место расположение Секретариата – г. Бонн.

В дополнение к РКИК ООН на Третьей Конференции Сторон РКИК, проходившей в Киото в 1997 г., был разработан и принят Киотский протокол. Однако он вступил в силу лишь через 7 с лишним лет с момента его подписания. Это связано с тем, что Протокол мог вступить в силу при соблюдении двух условий.

Во-первых, к нему должны были присоединиться не менее 55-ти государств (под присоединением предусматривается ратификация Протокола парламентом страны). Этот рубеж был преодолен в мае 2002 года, когда соответствующее решение принял Парламент Исландии.

Во-вторых, к Киотскому протоколу должны были присоединиться государства, на долю которых в совокупности в 1990 году приходилось не менее 55% общих выбросов парниковых газов. К сентябрю 2004 года 124 государства ратифицировали соглашение, однако их суммарный объем эмиссий CO2 не превышал 44%. Судьба Киотского протокола в значительной степени зависела от России, которая занимала третье место в мире после США и Китая по объему выбросов парниковых газов.

После ратификации Киотского протокола Государственной Думой Российской Федерации (Федеральный закон от 4 ноября 2004 г. № 128 «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата») предел в 55% была преодолен, и Протокол вступил в силу.

Киотский протокол предусматривает принятие конкретных количественных обязательств по снижению или ограничению антропогенных выбросов парниковых газов или увеличению их стоков промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой. Эти обязательства заключаются в суммарном сокращении выбросов, по крайней мере, на 5% за первый бюджетный период с 2008 по 2012 гг. по сравнению с уровнем базового года. В качестве базового года, относительно уровня которого устанавливается обязательство Сторон сократить выбросы парниковых газов, принят 1990 год.

Для отдельных категорий государств (например, стран, осуществляющих процесс перехода к рыночной экономике), предусмотрена возможность использования иного базового года, чем 1990 год.

Также как и РКИК, Киотский протокол предусматривает, что ответственность за глобальное потепление должны нести, в первую очередь, промышленно развитые страны мира.

В Приложении к Киотскому протоколу дается список категорий источников выбросов, которые считаются антропогенными. Сами парниковые газы рассматриваются в их совокупности («корзинной»), которая сравнивается на основании «потенциалов глобального потепления». Учетной единицей парниковых газов является тонна углеродного эквивалента, остальные парниковые газы пересчитываются к тонне СО2 через соответствующие коэффициенты.

В контексте РКИК ООН и Киотского протокола под обязательствами стран снижать выбросы парниковых газов предполагается, в первую очередь, сокращение или ограничение потребления ископаемого топлива, повышение эффективности использования энергии, разработка и более широкое использование новых и возобновляемых видов энергии, технологий поглощения диоксида углерода и инновационных низкоуглеродных технологий, меры по ограничению и (или) сокращению выбросов парниковых газов в транспортном секторе.

РКИК ООН и Киотский протокол не только способствуют введению новых более эффективных технологий в странах, взявших на себя конкретные количественные обязательства, но и стимулируют их распространение в развивающихся странах посредством различных финансовых инструментов, механизма передачи технологий и механизмов гибкости. Увеличение абсорбции парниковых газов предполагает принятие мер по восстановлению лесов.

РКИК ООН и Киотский протокол не предписывают странам-участницам обязательные схемы национальной системы регулирования выбросов парниковых газов и их поглощения. Конкретная страна разрабатывает и принимает такую систему, исходя из своих внутренних природных, социально-экономических условий и приоритетов.

В отличие от других международных соглашений в области охраны окружающей среды, Киотский протокол предусматривает в качестве дополнительных мер по соблюдению своих обязательств Сторонами экономические (гибкие) механизмы, к которым относятся:

  • торговля квотами на выброс парниковых газов;
  • механизм чистого развития (МЧР);
  • проекты совместного осуществления (ПСО).

В рамках гибких механизмов Стороны могут передавать друг другу часть национальной квоты на выбросы парниковых газов (торговля квотами) или приобретать единицы сокращенных по проектам МЧР и ПСО выбросов. Для учета передаваемых углеродных единиц используется тонна СО2 эквивалента, умножаемая для каждого парникового газа на соответствующий коэффициент в соответствии с его потенциалом глобального потепления.

Принцип действия этих механизмов заключается в том, что климатические эффекты не зависят от места выброса парниковых газов, а парниковые газы в имеющихся в атмосфере концентрациях прямо не вредят здоровью человека. Поэтому каждая Сторона Киотского протокола, взявшая на себя конкретные количественные обязательства, может выполнять часть своих обязательств по снижению выбросов, приобретая с помощью гибких механизмов соответствующие квоты на выбросы в странах, где меры по снижению выбросов обходятся дешевле в силу разных причин.

Вместе с тем необходимо учитывать, что применение механизмов Киотского протокола может быть лишь дополнительным инструментом к реализуемым национальным политике и мерам.

Таким образом, Киотский протокол инициировал создание нового международного углеродного рынка. Несмотря на то, что первый период действия Протокола (2008-2012 гг.) начался совсем недавно, углеродный рынок существует уже несколько лет. Так, проекты МЧР по снижению выбросов парниковых газов, осуществляющиеся на территории развивающихся стран за счет инвестиций со стороны промышленно развитых стран, к настоящему времени получили широкое распространение благодаря тому, что сделки на передачу углеродных единиц в рамках МЧР могут заключаться с 2000 года. В мире реализуется множество таких проектов: в Китае, Индии, странах Латинской Америки, а сделки по ним составляют до миллиарда долл. США.

Два других механизма Киотского протокола – торговля квотами на выброс парниковых газов и проекты совместного осуществления – начали действовать с 2008 года. Они осуществляются между промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой, к которым относится Россия. Однако отдельные российские предприятия могут участвовать только в проектно-ориентированном механизме совместного осуществления, поскольку торговля квотами происходит непосредственно между странами-участниками Киотского протокола.

В 2007 году США, отказавшиеся от подписания Киотского протокола, выдвинули инициативу, представляющую собой новый подход к решению вопросов глобальной энергетической безопасности и изменения климата. Она основывается на продвижении международного сотрудничества по разработке и внедрению энергосберегающих технологий и развития стимулов для модернизации наиболее энергоемких секторов экономики за счет принятия совместных добровольных целей.

В рамках этой инициативы 27-28 сентября 2007 г. в г. Вашингтоне состоялась первая Встреча представителей крупнейших экономик мира по вопросам энергетической безопасности и изменения климата.

В работе встречи приняли участие представители 17 крупнейших экономических держав мира (Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, США, Франция, ЮАР, Южная Корея, Япония и Португалия, представляющая Европейский союз), на долю которых в совокупности приходится около 90% мировых выбросов парниковых газов. На встречу также были приглашены представители международных организаций и форумов, бизнеса, неправительственных организаций.

В ходе встречи состоялся обмен информацией о политике и мерах, осуществляемых странами в области повышения энергоэффективности их экономик и смягчения последствий изменения климата, а также обмен мнениями о будущем режиме после 2012 года. Участники отметили необходимость внедрения чистых угольных технологий, развития альтернативных источников энергии, атомной энергетики, повышения энергоэффективности, выработки адаптационных мер и соответствующих адаптационных технологий, разработки финансовых механизмов для стимулирования инвестиций в чистые технологии и их передачу.

В рамках встречи США выступили с предложением о проведении оценки накопленного технологического потенциала ведущих стран мира, необходимости введения новых технологий, а также создания благоприятных условий, включая торговые преференции и финансовую поддержку для их масштабного внедрения. В этой связи Дж. Буш в своем выступлении предложил создать Международный фонд чистых технологий.

В связи с тем, что изменение климата является весьма сложной и актуальной проблемой, мировая общественность, политики нуждаются в объективном источнике информации о причинах изменения климата, его потенциальном воздействии на окружающую среду и социально-экономическую сферу и о возможных вариантах мер реагирования.

С учетом этого Всемирная Метеорологическая Организация (ВМО) и Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) учредили в 1988 г. Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК).

Цель деятельности группы экспертов состоит в оценке на всесторонней и объективной основе имеющейся информации об изменении климата, полученной со всего мира. Доклады МГЭИК выполняют важную информационную функцию и имеют цель обеспечить сбалансированное представление существующих точек зрения, актуальных для политики. Со времени своего создания МГЭИК выпустила серию публикаций, которые стали широко цитироваться политиками, учеными, другими экспертами и учащимися.

МГЭИК представляет собой межправительственный орган, открытый для всех стран-членов ЮНЕП и ВМО. Группа экспертов собирается на пленарные заседания примерно один раз в год. На этих заседаниях принимаются решения о структуре, принципах, процедурах и программе работы МГЭИК, а также избираются председатель и Бюро МГЭИК. На них также согласуется круг вопросов, охватываемых докладами МГЭИК, и принимаются сами доклады. Пленарные заседания, как правило, проходят при участии представителей правительств и участвующих организаций.

В своей структуре МГЭИК имеет три рабочие группы и целевую группу по национальным кадастрам парниковых газов.

Рабочая группа I оценивает научные аспекты климатической системы и изменения климата. Рабочая группа II рассматривает вопросы уязвимости социально-экономических и природных систем к изменению климата, отрицательные и положительные последствия изменения климата и варианты адаптации к ним. Рабочая группа III оценивает варианты ограничения выбросов парниковых газов и другие пути смягчения воздействий на изменение климата.

Основной продукцией МГЭИК являются доклады об оценках, специальные доклады, методологические доклады и технические документы.

Для оказания поддержки процессу оценки МГЭИК организуются и проводятся различные рабочие семинары и совещания экспертов, иногда при сотрудничестве с другими организациями. Их отчеты публикуются в качестве вспомогательного материала МГЭИК. Целевая группа по поддержке данными и сценариями анализа последствий изменения климата (ТГИКА) содействует широкому распространению данных и сценариев, связанных с изменением климата, используя, среди прочего, свой центр распространения данных (ЦРД).

Доклады МГЭИК готовят группы авторов, которые назначаются правительствами и международными организациями и отбираются для выполнения конкретной задачи согласно их опыту. Они представляют университеты, научно-исследовательские центры, деловые круги и ассоциации охраны окружающей среды и другие организации в более 100 странах. Как правило, в составлении проектов докладов МГЭИК участвуют несколько сотен экспертов из всех частей мира. Помимо этого, несколько сотен экспертов участвуют в процессе рецензирования.

Для обеспечения достоверности и объективности докладов МГЭИК они должны пройти процесс двухэтапного тщательного научно-технического рецензирования. На первом этапе проекты рассылаются специалистам, располагающим значительным опытом и количеством опубликованных работ в данной области. Переработанные проекты затем распространяются для второго этапа рецензирования правительствам и всем авторам и экспертам-рецензентам. После учета замечаний экспертов и правительств окончательные проекты представляются на пленарное заседание для принятия их содержания.

В 2007 году Нобелевский комитет присудил Нобелевскую премию мира 2007 года Межправительственной группе экспертов по изменению климата (МГЭИК) и бывшему вице-президенту США Альберту Гору.

Совместная премия, как отметил Комитет, присуждена «за деятельность по изучению и распространению информации об антропогенных причинах изменения климата, а также за выработку возможных мер борьбы с такими изменениями».

«Своими научными докладами за последние два десятилетия», — заявил Комитет, — «МГЭИК содействовал формированию широкого консенсуса о наличии связи между деятельностью человека и глобальным потеплением. Более высокая степень точности оценки масштабов потепления явилась результатом совместных усилий тысяч научных работников и официальных лиц более ста государств».

Особое место в международных усилиях по противодействию климатическим изменениям занимают конференции ООН, а также встречи представителей разных стран, созываемые по инициативе этой организации. Так, участникам Международного форума ООН по климату, прошедшего в декабре 2007 года в Бали, удалось согласовать «Балийскую дорожную карту», которая должна привести к заключению нового всеобъемлющего соглашения, призванного заменить Киотский протокол. Она содержала повестку дня будущих переговоров и отводила два года на их завершение. Главные вопросы соглашения: адаптация к последствиям климатических изменений, сокращение выбросов парниковых газов, развитие чистых технологий и финансирование мер по адаптации и снижению эмиссий. Как заявил Генеральный секретарь ООН, «Балийская дорожная карта» является важным шагом к соглашению, направленному на ликвидацию угроз в сфере изменения климата и основных вызовов нашего времени».

22 сентября 2009 года Генеральный секретарь ООН созвал Саммит по проблеме изменения климата. Целью Саммита являлась выработка более широкого политического видения срочности принятия мер и мобилизации политической воли, необходимой для выработки согласованного итогового документа на Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата в Копенгагене в декабре 2009 года.

Саммит представлял собой форум, где мировые лидеры смогли обсудить фундаментальные проблемы, выработать общую позицию и руководящие принципы для своих участников предстоящих переговоров. К окончанию Саммита Генеральный секретарь подготовил Итоговое заявления Председателя. В Итоговом заявлении представлены все идеи, высказанные в ходе дискуссий и в предварительных высказываниях участников Саммита.

Положительным примером сотрудничества на региональном уровне является взаимодействие по рассматриваемому вопросу между Российской Федерацией и Европейским союзом.

Основы отношений между Россией и Европейским союзом были заложены «Соглашением о партнерстве и сотрудничестве» (СПС), подписанным Президентом России, главами государств-членов ЕС и председателем Европейской комиссии в 1994 году. СПС вступило в силу в 1997 году и рассчитано на 10 лет. Цель СПС - содействие политическому, торговому, экономическому и культурному сотрудничеству между Россией и ЕС.

Главные направления партнерства зафиксированы в совместном заявлении сторон на Саммите в Санкт-Петербурге в 2003 году. Всего было выделено четыре направления (пространства):

  • Общее экономическое пространство;
  • Пространство в области свободы, безопасности и правосудия для граждан;
  • Пространство внешней безопасности;
  • Пространство науки, образования и культуры.

На саммите сторон в мае 2005 г. было принято четыре пакета документов - четыре «Дорожных карты Россия-ЕС», в которых определены механизмы укрепления сотрудничества по каждому из четырех пространств.

В качестве рабочих инструментов реализации положений Дорожных карт выбраны отраслевые диалоги.

Сотрудничество в области охраны окружающей среды между Россией и ЕС входит в раздел 6 «Общего экономического пространства». Оно регулируется «Положением о формировании Диалога по окружающей среде» между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Генеральным директоратом по окружающей среде Европейской Комиссии, подписанным в октябре 2006 года в г. Хельсинки.

Диалог по окружающей среде призван содействовать выработке общих подходов в области экологической политики и управления, включая гармонизацию законодательства России и ЕС, решение трансграничных проблем, обмен информацией, проведение исследований и осуществление проектов, представляющих взаимный интерес.

Приоритетом российско-европейского сотрудничества в области охраны окружающей среды является совместная работа в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола, Конвенции ООН по биоразнообразию, Конвенции европейской экономической комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и других принятых международных правовых механизмов. Практическая деятельность в рамках Диалога по окружающей среде курируется Рабочей группой и Подгруппами (по отдельным направлениям). Каждая подгруппа отвечает за свой мандат и план работы, согласованные с Рабочей группой, и отчитывается перед ней о достигнутых результатах. Заседание Рабочей подгруппы проходит не реже одного раза в год и проходит поочередно в России и ЕС.

Соответствующие мероприятия по защите атмосферы осуществляются и на уровне отдельных государств.

Так, Российская Федерация ратифицировала Рамочную Конвенцию ООН об изменении климата (РКИК) 4 ноября 1994 г. (Федеральный закон от 4 ноября 1994 г. № 34 «О ратификации Рамочной конвенции ООН об изменении климата»), а Киотский протокол к Конвенции – в 2004 году (Федеральный закон от 4 ноября 2004 г. № 128 «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата»). В результате ратификации Россией условия вступления протокола в действие, предусмотренные его статьей 25, были выполнены и 16 февраля 2005 г. Киотский протокол вступил в силу.

Основная задача Российской Федерации по Киотскому протоколу состоит в том, чтобы  не превысить в среднем в 2008-2012 гг. уровень выбросов парниковых газов базового 1990 года. Несмотря на интенсивный рост экономики в докризисный период, общий уровень антропогенных выбросов парниковых газов в России оставался на 30% ниже аналогичного показателя 1990 год. В связи с этим Россия выполняет количественные обязательства по ограничению выбросов парниковых газов в первый период действия Киотского протокола без введения специальных мер.

Однако по ряду причин разработка и осуществление мер по ограничению и сокращению антропогенных выбросов парниковых газов в России необходимы. Прежде всего, это связано с тем, что поэтапное введение мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, вне зависимости от Киотского протокола, будет способствовать внедрению более прогрессивных и эффективных энерго- и ресурсосберегающих технологий, что в любом случае будет экономически выгодным для страны и приведет к дополнительному росту валового внутреннего продукта. Кроме того, стимулирование предприятий к сокращению выбросов создаст предпосылки для появления возможности достижения дополнительных сокращений, которыми страна и ее отдельные предприятия смогут оперировать в качестве продавцов на международном рынке единиц установленных количеств и единиц сокращенных выбросов.

С учетом этого Российская Федерация, следуя основным принципам РКИК ООН и Киотского протокола, разрабатывает собственную национальную политику по предотвращению климатических изменений и их негативных последствий, а также по ограничению и сокращению антропогенных выбросов и увеличению поглощения парниковых газов.

В 2006 году Российская Федерация представила в Секретариат РКИК ООН два важных документа: «Четвертое Национальное Сообщение Российской Федерации» и «Доклад об очевидном прогрессе в выполнении обязательств Российской Федерации по Киотскому протоколу». Данные документы содержат подробную информацию в отношении реализуемых в стране мер в области изменения климата.

В течение 2007 – 2009 гг. в Российской Федерации принят ряд правительственных нормативных актов, направленных на дальнейшую реализацию мер в области смягчения изменения климата и адаптации к климатическим изменениям.18 июня 2009 г. в интервью «Первому каналу» российского телевидения Президент России Д. Медведев объявил о национальных среднесрочных целях по снижению выбросов парниковых газов. Президент заявил, что к 2020 году Россия сократит свои выбросы на 10-15%. Д. Медведев отметил, «что с 90-го года по 2020 год, за 30 лет, мы снизим совокупный объём наших выбросов на 30 млрд. т».

В рамках форума «Группы восьми» лидерами главных экономик мира было принято решение о совместном снижении выбросов развитыми странами на 80% к середине текущего столетия. Со своей стороны, Россия готова внести вклад – снизить выбросы парниковых газов вдвое к 2050 году по сравнению с 1990 годом. По мнению Президента Российской Федерации Д. Медведева, «это, конечно, и амбициозная, и весьма сложная цель, которая может действительно изменить парадигму развития человеческой цивилизации».

Возможные последствия изменений климата

Из всех вопросов, имеющих отношение к экологии, сегодня наибольшее внимание уделяется тем, которые связаны с последствиями изменения климата. Это вполне понятно, поскольку именно они способны в перспективе оказать наиболее заметное влияние на жизнь человечества.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что количество околонаучных спекуляций на данную тему уже превысило все мыслимые пределы, поэтому проблема получения достоверного прогноза последствий изменений климата приобретает особую актуальность. Представляется, что на данный момент в этом вопросе наиболее точную информацию предоставляет система ООН.

Согласно оценкам экспертов этой организации повышение температур уже ускорило ход гидрологического цикла. Более теплая атмосфера удерживает большее количество влаги, становится менее устойчивой, что приводит к увеличению числа осадков, в частности в форме сильных ливней. Повышение температуры также ускоряет процесс испарения. Конечным результатом этих изменений в обороте воды станет снижение количества и качества запасов пресной воды во всех основных регионах. При этом изменениям также подвержены ветровые режимы и пути циклонов. Ожидается увеличение интенсивности (но не частоты) тропических циклонов с более сильными порывами ветра с максимальными показателями шкалы и ливневыми осадками.

Изменения климата значительно повлияют на распространение малярийных комаров и других носителей инфекционных заболеваний, воздействующих на сезонное распространение некоторых видов пыльцы, являющихся аллергенами, также увеличится риск образования тепловых волн. С другой стороны, снизится уровень смертности по причине переохлаждения.

Живая природа и биоразнообразие и так находящиеся под угрозой нарушения среды обитания и других критических обстоятельств, вызванных деятельностью человека, оказываются перед вызовом изменения климата. Некоторые виды не выживут в переходный период, а 20–30% биологических видов, вероятно, столкнутся с увеличением риска исчезновения. Среди наиболее уязвимых экосистем — коралловые рифы, северные (субарктические) леса, обитатели горных регионов и регионов со средиземноморским климатом.

Наиболее точный показатель уровня моря в результате расширения океана и таяния льдов до конца ХХІ века (по сравнению с уровнем 1989–1999) будет равен 28–58 см. Это приведет к затоплению прибрежных областей и размыванию почвы.

На данный момент имеются прямые доказательства действительного снижения массы ледяных щитов Антарктиды и Гренландии, что способствует повышению уровня моря. Около 125 000 лет назад, когда полярные области были значительно теплее, чем сегодня в течение длительного периода, таяние полярных льдов привело к повышению уровня моря от 4 до 6 м. Процессу повышения уровня моря свойственна инерция, и он будет продолжаться в течение многих тысячелетий.

Действию повышенных температур также подвержены океаны, что приводит к осложнениям жизни морских обитателей. За последние четыре десятилетия, например, планктон в водах Северной Атлантики мигрировал к полюсу на 10° широты. Подобно этому окисление океанов вследствие абсорбции большего количества углекислого газа негативным образом влияет на количество кораллов, морских моллюсков, других биологических видов, а также на формирование их раковин или скелетов.

Наиболее уязвимыми к изменению климата станут страны с высоким уровнем нищеты, так как они обладают меньшим количеством ресурсов для инвестирования в сферу предотвращения и уменьшения негативных последствий изменения климата. В большей степени подвержены риску фермеры, ведущие нетоварное хозяйство, аборигены и жители прибрежных регионов.

Специалистам ООН также удалось установить региональные особенности климатических изменений и их последствия. В этом вопросе их оценки сводятся к следующему:

Африка весьма уязвима к изменению и колебаниям климата по причине значительной нищеты, слабой базы управленческих учреждений, комплекса бедствий и конфликтов. С 1970-х годов в регионе наблюдается расширение площади, подверженной засухе, а климат в районе Сахеля и Южной Африке на протяжении ХХ столетия стал значительно суше. Под большой угрозой также находятся системы водоснабжения и сельскохозяйственного производства. К 2020 году ожидается снижение урожая почти на 50%, и в некоторых крупных регионах, обладающих минимальными необходимыми природно-климатическими условиями для ведения сельского хозяйства, вероятен спад объемов производительности. Леса, луга и другие природные экосистемы уже подвержены изменениям, в частности это касается Южной Африки. К 2080-м годам площадь засушливых земель в Африке увеличится на 5–8%.

Антарктида. За исключением Антарктического полуострова, на котором наблюдается скоротечное потепление, на континенте в целом за последние 50 лет показатели температур и количества выпавшего снега остаются относительно стабильными. Поскольку антарктический лед содержит в замороженном виде 90% пресной воды на планете, исследователи внимательно следят за всеми возможными признаками таяния ледников и ледяных щитов на этом материке.

Арктика. За последние 100 лет наряду с всемирными показателями средняя температура в Арктике увеличилась почти вдвое. Средний объем льда в арктических водах снижается на 2,7% в десятилетие; если количество выбросов в атмосферу в результате человеческой деятельности по сравнению с текущими показателями будет продолжать расти, к концу ХХІ века огромные территории Северного Ледовитого океана могут утратить годовой ледяной покров. Изменения в Арктике критически важны, так как они могут иметь важные последствия на глобальном уровне.

Азия. К 2050 году больше миллиарда людей, проживающих в регионе, могут пострадать от снижения доступности пресной воды. Таяние льдов в Гималаях, которое согласно прогнозам приведет к увеличению паводков и каменных лавин, за последующие два-три десятилетия негативно скажется и на состоянии водных ресурсов. В процессе уменьшения ледников снизится речной сток. Прибрежные области, особенно густонаселенные регионы, в большей степени подвержены риску, если учитывать повышение уровня моря, а в некоторых случаях подъем воды в реках.

Австралия и Новая Зеландия переживают критическую ситуацию в сфере водоснабжения и сельского хозяйства, изменение природных экосистем, сезонное падение уровня снежного покрова и сокращение ледников. За последние несколько десятилетий в северно-западном регионе Австралии и юго-западной области Новой Зеландии наблюдалось большее количество тепловых волн, а также слабые морозы и обильные осадки в виде дождя; снижение количества дождей в южных и восточных областях Австралии и северно-восточном регионе Новой Зеландии; усиление интенсивности засухи на территории Австралии.

Европа. Ледники и зоны многолетней мерзлоты тают, вегетационные периоды продлеваются, и более часто наблюдаются экстремальные природные условия, такие как катастрофическая тепловая волна 2003 года. Исследователи убеждены в том, что в северных регионах Европы ожидаются более теплые зимы, рост количества осадков, расширение лесных зон и повышение продуктивности сельского хозяйства. Южные регионы в области Средиземноморья станут свидетелями повышения температуры летом, уменьшения количества осадков, увеличения интенсивности засухи, сокращения лесных площадей и снижения сельскохозяйственного производства.

На территории Европы находится большое количество низменных прибрежных зон, подверженных повышению уровня моря. Также под угрозой исчезновения к концу тысячелетия будет находиться много растений, пресмыкающихся, земноводных и других биологических видов.

Латинская Америка. Тропические леса восточной Амазонии, а также южная и центральная Мексика согласно прогнозам будут постепенно замещены саванной. Из-за сочетания изменения климата и организации землепользования человеком, климат в некоторых регионах северно-восточной Бразилии и большей части центральной и северной Мексики станет более засушливым. Высока вероятность опустынивания и засоления 50% сельскохозяйственных угодий региона рек 2050-м годам.

Северная Америка. В результате изменения климата в дальнейшем прогнозируется значительное ограничение водных ресурсов, использование которых в регионе растет в связи с потребностями сельского хозяйства, промышленности и городов.

Повышение температур приведет к уменьшению снежного покрова в горных регионах, увеличению испарений и, соответственно, к изменению сезонного распределения воды. Снижение уровня воды в регионе Великих озер и основных речных системах повлияет на качество воды, судовождение, рекреационную индустрию и гидроэнергетику. Продолжением станут стихийные пожары и нашествия вредных насекомых, которые обострят ситуацию потепления и сухой почвы в мире.

В течение ХХІ века вынужденная миграция биологических видов к северу и их размещение на более высоких позициях земной поверхности полностью преобразует экосистемы Северной Америки.

Малые островные государства особенно уязвимы к изменению климата. По причине ограниченных размеров они в большей мере подвержены опасности возникновения стихийных бедствий и внешних разрушений, что выражается в повышении уровня моря и потенциальной угрозе сокращения ресурсов пресной воды.

Кроме того, прогнозируются и возможные потери мировой экономики из-за климатических изменений.

В частности, по имеющимся оценкам, в сельском хозяйстве вследствие потепления ущерб может возникнуть из-за уменьшения увлажнения почвы, увеличения количества вредителей растений, возрастания болезней растений и животных, а также из-за стрессовых воздействий жары. При этом, в одних регионах может возрасти эрозия почвы из-за увеличения дождей, тогда как в других вырастет засуха. Модели предсказывают, что в ряде регионов средних широт (например, США) число засушливых лет может возрасти с 5% в настоящее время до 50% к 2050 году.

Однако отмечаются и возможные положительные эффекты для экономики вследствие потепления. Так, возрастет период времени, благоприятный для роста растений. Кроме того, ожидается увеличение урожаев при росте концентрации СО2 из-за известного стимулирующего действия углекислого газа на фотосинтез растений. Согласно лабораторным экспериментам, удвоение концентрации СО2 может на 1/3 увеличить урожайность риса, сои и других культур.

При сравнительно небольшом падении валового продукта ожидаются существенные изменения на рынке продовольственных товаров. Так, даже при «очень неблагоприятных» сценариях (когда в большинстве развивающихся стран урожай уменьшится на 5-40%) валовой продукт может уменьшиться всего на 0.5%, но цены возрастут на 40%. Из-за этого роста цен только в США потребители будут ежегодно тратить на продовольствие на 40 млрд. долларов больше, тогда как доходы фермеров возрастут всего на 19 млрд. долларов по сравнению с 1986 годом.

По некоторым оценкам, голод, косвенно связанный с потеплением климата, будет причиной смерти 900 млн. человек в период 2010-2030 гг. Следует отметить, что воздействие климатических изменений на сельское хозяйство в разных регионах даже одной и той же страны будет весьма различным.

Повышение уровня моря наиболее серьезно повлияет на прибрежные зоны и небольшие острова. Обычно рассматривается 3 вида ущерба от повышения уровня моря: дополнительные капитальные затраты на берегоохранные сооружения, убытки, связанные с потерями прибрежных земель, и затраты из-за более частых наводнений. По имеющимся прогнозам, капитальные затраты в следующем столетии составят только для США от 73 до 111 млрд. долларов в расчете на повышение уровня в 1 м. Всему миру повышение уровня моря на 0.5 м к концу столетия обойдется примерно в 1 млрд. долларов ежегодно.

В случае повышения уровня океана на 1 м ожидается, что только США потеряют (если не будут приняты защитные меры) 6650 кв. миль земли, что приведет к ежегодным экономическим потерям почти в 6 млрд. долларов. Для всего мира при повышении уровня на 0.5 м ожидаемые экономические потери составят примерно 50 млрд. долларов.

Согласно оценкам, в случае повышения уровня океана на 1 м примерно на 20% возрастет число людей, проживающих в зоне возможных наводнений. Ежегодный экономический ущерб вследствие этого будет измеряться сотнями миллионов долларов.

Предполагается некоторое увеличение лесных пожаров и сокращение лесов вследствие засух, компенсируемое более интенсивным ростом лесов благодаря увеличению концентрации СО2 в атмосфере. В целом оценки потерь в лесном хозяйстве из-за климатических изменений весьма неопределенны и равны примерно 2 млрд. долларов в год.

По прогнозам из-за засух и других эффектов, сопровождающих изменение климата, ежегодные экономические потери в водоснабжении составят примерно 50 млрд. долларов.

При определении затрат на поддержание комфортной температуры в зданиях принимается во внимание, что потепление климата снижает затраты на обогрев жилищ, однако при этом возрастают затраты на кондиционирование. Учет этих обстоятельств приводит к оценке экономических потерь для мировой экономики в размере 20 млрд. долларов в год.

Цель страхования заключается в защите отдельных секторов экономики от неожиданных или несчастных случаев, включая экстремальные условия погоды. С 1987 года, после сравнительно спокойного двадцатилетнего периода, страховая индустрия начала нести дополнительные потери порядка 1 млрд. долларов в год от различных причин, связанных с погодой. Так, в 1992 г. только ураган Эндрю нанес ущерб в 30 млрд. долларов, причем половина этого ущерба была возмещена страховыми фирмами.

В сфере туризма наиболее существенные потери (примерно 1.7 млрд. долларов в год) ожидаются в горнолыжном бизнесе из-за сокращения горнолыжного сезона.

Существует значительное число факторов, обусловленных изменением климата, как благоприятных, так и неблагоприятных, воздействующих на здоровье людей. Одни из них могут быть прямыми, например смертельные случаи из-за жары, другие сказываться косвенно, например факторы, связанные с изменениями в экосистемах. Весьма приближенные оценки показывают, что повышение среднеглобальной температуры на 2.50 приведет к дополнительным 215000 смертей в год, главным образом в развивающихся странах. Кроме того, дополнительно заболеют малярией 200 млн. человек. По этим оценкам, экономический ущерб составит примерно 50 млрд. долларов.

Повышение температуры воздуха должно привести к увеличению концентрации тропосферного озона и других вредных газов. Меры по восстановлению качества воздуха на прежнем уровне потребуют порядка 15 млрд. долларов в год. Аналогичные меры по восстановлению качества воды потребуют от 15 до 67 млрд. долларов в год.

Изменения климата могут вызвать дополнительную миграцию населения из-за ухудшения условий жизни в одних регионах и улучшения в других. Оценки показывают, что миграция составит порядка 1.5% населения Земли или примерно 150 млн. человек, что приведет к ежегодным экономическим потерям, оцениваемым в несколько сотен миллионов долларов.

Связанные с ущербом в экосистеме как прямые, так и косвенные потери могут быть весьма значительными. Например, уменьшение мангровых лесов может привести к необходимости финансирования дополнительных работ по защите побережья. Потепление также может вызвать потерю многих видов животных и растений как по физиологическим причинам, так и из-за изменений во взаимоотношениях различных видов, например в системах жертва-хищник и др. Для сохранения видов потребуется до нескольких десятков долларов на одну особь в год (например, 15 долларов для сохранения одного бурого медведя в Норвегии). По некоторым оценкам, все это потребует порядка 30 млрд. долларов в год.

Адаптация к климатическим изменениям

Климатические изменения есть процесс, а, следовательно, происходят постепенно. Это дает возможность приспособиться и минимизировать их негативные воздействия, организовывать мероприятия по адаптации к меняющимся условиям.

Без адаптивной деятельности увеличение температуры на 2,5ºC может привести к снижению ВВП отдельных стран на 0,5–2%, при этом потери для большинства развивающихся стран будут более высокими. Так, было подсчитано, что для полной защиты всех уязвимых пунктов Сьерра-Леоне потребуется 1 100 млн. долларов, то есть приблизительно 17% от ее ВВП. Ожидается, что создание рабочих планов, более устойчивых к влиянию климата, увеличит стоимость проектов приблизительно на 5–20%.

Существует целый ряд определений термина «адаптация к изменению климата». Согласно принятой терминологии МГЭИК адаптация - это «приспособление естественных или антропогенных систем в ответ на фактическое или ожидаемое воздействие климата или его последствия, которое позволяет уменьшить вред или использовать благоприятные возможности». То есть меры по адаптации могут быть направлены как на снижение климатических рисков, так и на извлечение потенциальных выгод от изменения климата.

Примерами таких действий являются: экономное использование дефицитных водных ресурсов; изменение существующих строительных норм с расчетом на устойчивость зданий к воздействию будущих климатических условий и экстремальных погодных явлений; возведение защитных стенок от наводнений; повышение уровня дамб для защиты от растущего уровня морей; создание засухоустойчивых культур; отбор лесных видов и методов ведения лесного хозяйства, менее уязвимых к ураганам и пожарам; обустройство территорий и коридоров, помогающих миграции видов.

Своевременное действие для улучшения сезонных прогнозов погоды, продовольственная безопасность, запасы пресной воды, реагирование на чрезвычайную ситуацию или бедствие, система раннего предупреждения об опасности голода и страховая защита также могут уменьшить ущерб от изменений климата. Другие методы адаптации включают системы раннего предупреждения чрезвычайных ситуаций, улучшенное управление рисками, средства страхования, сохранение биологического разнообразия с целью уменьшения влияния изменений климата на людей.

Согласно данным МГЭИК уязвимость в будущем зависит не только от изменений климата, но и от выбранного способа развития. Стабильное развитие может уменьшить уязвимость. Для достижения успеха адаптация должна входить в планы стабильного развития на национальном и международном уровнях.

Международное сообщество определяет ресурсы, средства и подходы для выполнения этой задачи, поскольку задержка во введении изменений, включая задержки финансирования и поддержки адаптации в развивающихся странах в конце концов может в будущем привести к увеличению затрат и опасностей для большего количества людей. Основные чрезвычайные происшествия, такие как засухи, начало сезона дождей или недостаток талой ледниковой воды, могут привести к массовым волнениям среди населения, а также тяжелым конфликтам на почве борьбы за такие ограниченные ресурсы, как вода, пища и энергия.

Адаптация на национальном уровне включает разработку эффективной реализации стратегии адаптации. Это подразумевает совершенствование научной базы, являющейся основой для принятия решений, создание методов и средств для определения стоимости адаптации, разработку общеобразовательных программ, улучшение практической подготовки и повышение общественной осведомленности об этой проблеме, особенно среди молодежи, мобилизацию сил на индивидуальном и институциональном уровнях, технологическое развитие и передачу технических достижений, а также поддержание местных стратегий преодоления трудностей.

Кроме того, возможные начальные действия по адаптации могут включать разработку соответствующего законодательства и нормативно-правовой базы для поддержания адаптационной деятельности.

Очевидно, что без целевого финансирования процесс адаптации может лишиться своей направленности и ограничиться лишь ответным финансированием, таким как кратковременная помощь в чрезвычайных обстоятельствах. Это не будет способствовать достижению стабильного развития и приведет к значительным расходам.

Государства-члены, поддержавшие Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, создали несколько возможностей для финансирования адаптационных проектов. Среди них — Глобальный экологический фонд (ГЭФ) и три специальных фонда: Фонд для наименее развитых стран, Специальный фонд для борьбы с изменением климата и Адаптационный фонд Киотского протокола.

К настоящему времени в мире уже реализован ряд адаптационных проектов. Например, в соответствии с прогнозом будущих изменений климата, проектировщики учитывали повышение уровня моря при планировании такого элемента инфраструктуры, как Мост Конфедерации в Канаде, или при управлении прибрежной зоной в США и Нидерландах.

В Бутане проект ГЭФ, введенный Программой развития ООН, посвящен улучшению адаптивных способностей долин Вангди-Пунакха и Чамкар, усилению готовности к стихийным бедствиям при помощи искусственного понижения уровня вод озера Тортоми и установления системы раннего предупреждения.

В Колумбии, при содействии проекта интегрированной системы адаптации, поддерживаются адаптационные меры в горном массиве Лас Эрмосас, расположенном в центре цепи горной системы Анд. Эти меры включают регулирование воды для производства электроэнергии и управление экологическими службами в этой особенной горной экосистеме.

В документах ООН особо отмечается, что стратегия адаптации должна преследовать, прежде всего, цель обеспечения устойчивого развития и удовлетворения потребностей развивающихся стран. Для этих стран изменение климата представляет особую угрозу в связи с тем, что они располагают наименьшими возможностями решать возникающие проблемы.

Развивающиеся страны будут нуждаться в помощи извне и в решении их задач адаптации. В частности, потребуется оказать помощь тем секторам и тем странам, которые уже испытывают сильную зависимость от внешней поддержки, например сельскохозяйственному сектору и сектору здравоохранения в наименее развитых странах, или в создании прибрежной инфраструктуры в малых островных государствах и других развивающихся странах, где остро стоит проблема повышения уровня моря.

Пристальное внимание должно уделяться также растущему воздействию климатических изменений на экосистемы, а также опустыниванию, засухам и продовольственной безопасности, особенно в Африке.

Коротко резюмируя изложенное, следует отметить, что наблюдаемые изменения климата планеты Земля с высокой степенью вероятности обусловлены воздействием антропогенного фактора. В условиях расширения хозяйственной деятельности в атмосфере, в частности, существенно выросла концентрация одного из важнейших газов, создающих «парниковый эффект» - двуокиси углерода, что является важной причиной глобального потепления.

Борьба с глобальным потеплением осуществляется международным сообществом и отдельным государствами. Особую роль в работе на международном уровне играет ООН. Именно под эгидой этой организации были приняты Рамочная конвенция об изменении климата (РКИК ООН) и Киотский протокол.

Позитивным примером противодействия глобальному потеплению на уровне отдельных государств является Российская Федерация, которая, следуя основным принципам РКИК ООН и Киотского протокола, разрабатывает собственную национальную политику по предотвращению климатических изменений.

Научному сообществу удалось спрогнозировать последствия климатических изменений для биосферы, отдельных регионов и мировой экономики. Это дает возможность приступить к работе по адаптации человечества к грядущим изменениям. К настоящему времени в различных регионах мира уже осуществлен ряд адаптационных проектов.

05.03.2010 обсуждение послать ссылку Александр Свечников
© 2007-2008