Клуб мировой политической экономики |
» | Публикации |
Немецкие политики начинают расходиться во мнениях по поводу вывода Греции из кризиса |
27 февраля 2012 г. немецкий бундестаг проголосовал за выделение 130 млрд евро для предотвращения немедленного дефолта Греции. Решение было принято подавляющим большинством голосов, но голосование показало, что некоторые немецкие политики, причем представляющие правящую коалицию, начинают терять веру в успех германского плана. Министр внутренних дел Ханс-Петер Фридрих (ХСС) озвучил эти сомнения накануне голосования, предположив, что, возможно, самой Греции будет лучше вне еврозоны. И он не одинок в своем мнении. Как показывают опросы, уже более 60 % немцев выступают против предоставления Греции дополнительных пакетов помощи. |
Другие члены немецкого правительства пока не высказывались столь определенно против продолжения финансовой помощи Греции, но чрезмерного оптимизма в отношении германо-греческого сотрудничества также не выказывают. Патрик Деринг, генеральный секретарь Свободной демократической партии Германии, входящей в правящую коалицию, выразил раздражение в связи с тем, что греческая пресса характеризует немецких политиков, в частности, канцлера и министра финансов, чуть ли не как нацистов, в то время как Германия оказывает Греции колоссальную помощь. Он выступает против выхода Греции из зоны евро, но считает, что грекам следует заняться модернизацией экономики, а не критикой немецких условий предоставления помощи. Министр финансов Германии в радиоинтервью прозрачно намекнул, что грекам нужно заниматься не критикой жесткости немецких условий предоставления помощи и не политическими дискуссиями накануне апрельских парламентских выборов, а назначить технократическое правительство, которое безоговорочно выполнит принятые на себя Грецией обязательства. В качестве иллюстрации растущего раздражения немцев по поводу нежелания и неспособности греческих властей применять эффективные меры финансовой дисциплины можно привести курьезный факт: более 160 немецких налоговых инспекторов выразили готовность поехать в Грецию с тем, чтобы помочь в сборе налогов. Дело в том, что греческий малый бизнес, составляющий существенную часть экономики страны, налогов практически не платит, а греческая налоговая система далека по своей эффективности от немецкой. Иными словами, греки собирают налоги спустя рукава. Идея этой популистской инициативы немецких налоговиков прозрачна: нечего давать грекам деньги немецких налогоплательщиков, в то время как сами греческие налогоплательщики в спасении страны участвовать не желают. Дискуссия в Германии: помогать, насколько много помогать и помогать ли вообще? Ханс-Петер Фридрих (ХСС) озвучил сомнения накануне голосования, предположив, что, возможно, самой Греции будет лучше вне еврозоны. И он не одинок в своем мнении. Германская оппозиция, как ни странно, ближе к сердцу принимает переживаемые Грецией трудности, чем правящая коалиция, состоящая из Христианско-демократического союза Ангелы Меркель, его баварского собрата ХСС и Свободных демократов. Оппозиция считает, что Германия выделяет Греции недостаточно средств для выхода из кризиса, и в результате навязанных Германией мер экономии и урезания госрасходов греческая экономика сожмется настолько, что в еще меньшей степени будет способна генерировать доход, необходимый для расплаты по долгам. Таким образом, полагают в германской оппозиции, сверхжесткий режим экономии, навязываемый Греции, будет, с одной стороны, чрезмерно болезненным, а с другой – не принесет нужного эффекта. Пока рано говорить о каком-то серьезном расколе в германской политической элите по поводу стратегии помощи Греции – и шире – по поводу сохранения целостности еврозоны, но дискуссия среди немецких политиков, без сомнения, началась. Главный вопрос дискуссии – насколько далеко (на какие жертвы) следует идти Германии для сохранения зоны евро. Позиции сторон в дискуссии еще недостаточно четко определились, и нюансы видения ситуации правящей коалицией и оппозицией пока не ясны. Понятно, однако, что позиции политиков будут постепенно кристаллизироваться, и в какой-то момент кто-то из влиятельных в Германии политиков скажет: хватит, сохранение Греции в еврозоне не стоит таких жертв! Стоит ли спасение Греции таких усилий? Германская оппозиция, как ни странно, ближе к сердцу принимает переживаемые Грецией трудности, чем правящая коалиция. Политика трудно и некорректно описывается математикой, и конечное решение будет приниматься под влиянием множества факторов, часто вообще не связанных с финансами. Тем не менее финансовое уравнение взаимоотношений Германии и Греции по вопросу о сохранении еврозоны интуитивно вывести можно. В одной его части будут находиться средства, выделяемые немцами для предотвращения греческого дефолта (в частности, 130 млрд евро, выделенных в конце февраля 2012 г.), а в другой части – выгоды немецкой экономики от существования еврозоны. С какими политическими и экономическими целями создавалась зона евро, и как создание этой зоны соотносилось с немецкими интересами? План создания еврозоны преследовал несколько целей. Первая состояла в создании настоящего единого рынка: несмотря на высокую степень интеграции, к началу 2000 г. единый европейский рынок страдал от отсутствия главного интегрирующего элемента – единой валюты. Вторая цель заключалась в использовании преимуществ оптимальной валютной зоны: согласно соответствующей теории1, разработанной еще в 1960-х годах, экономики Евросоюза были достаточно сопоставимы и взаимодополняемы, чтобы воспользоваться преимуществами единой валюты и нарастить совместный ВВП. Третья цель находилась в области политики: с введением евро в Европе цементировался мир, который прежде порой нарушался, в том числе и из-за валютных разногласий. Наконец, введение евро было призвано гарантировать вовлеченность объединенной Германии в европейские интересы: с точки зрения, например, Франции, объединенная Германия с отдельной валютой могла сместить фокус своих интересов на Восток и отдалиться от общеевропейского строительства. Германию подобная повестка дня полностью устраивала, и немцы стали локомотивом процесса по введению евро. В случае выхода Греции из зоны евро процесс распада может затронуть еще несколько европейских экономик. В политическом плане это будет большим ударом по объединенной Европе, идее вечного мира и стабильности, а в экономическом – Германия столкнется с трудностями в экспорте своих товаров. Во-первых, Германия – экспортная страна, и с введением евро она избавилась от своих прежних проблем, связанных с тем, что европейцы активно скупали привлекательную немецкую марку. В результате она дорожала и делала немецкий экспорт неконкурентоспособным. Во-вторых, введение евро вкупе с окончательным оформлением единого европейского рынка гарантировало Германии рынки сбыта своей продукции. На пути германского экспорта больше не стояли ни таможенные барьеры (к тому времени они уже были убраны), ни флуктуации валютных курсов, ни валютные риски и низкая покупательная способность стран со слабыми валютами. А конкуренции по качеству немцы не боялись, так что они получили свободный доступ к европейскому рынку сбыта своей продукции. Немецкая промышленность максимально воспользовалась создавшимися благоприятными условиями. Германия работала и богатела. Десятилетия существования евро стали «золотым экономическим веком» Германии. Некоторые аналитики даже характеризовали экономическое положение Германии в зоне евро как положение метрополии в торговой империи. Возможные потери немецкой и европейской экономик Сегодня это благополучие оказалось под угрозой. В случае выхода Греции из зоны евро процесс распада может затронуть еще несколько европейских экономик. В политическом плане это будет большим ударом по объединенной Европе, идее вечного мира и стабильности, а в экономическом – Германия столкнется с трудностями в экспорте своих товаров. Разумеется, экономические трудности не станут для Германии катастрофическими, поскольку немецкие товары в Европе все равно будут покупать, но рынки сожмутся, спрос упадет, экспорт станет дороже, прибыли немецкой промышленности уменьшатся, уровень жизни немцев несколько снизится. Общие же потери еврозоны от неконтролируемого дефолта Греции оцениваются более чем в 1 трлн евро. Вот как оценивает возможные потери Институт международных финансов (Institute of International Finance):
Вопрос, который нужно решить немецким политикам, связан с опасностью реализации именно этого сценария. Легкого ответа на него нет, ведь это не математика. Тем не менее можно быть уверенными в том, что специалисты в недрах немецких банков и аналитических центров уже ведут расчеты и строят модели, пытаясь решить дилемму: пойти на краткосрочные жертвы сейчас, вызывая растущее раздражение немецких избирателей, и попытаться вернуть ускользающее долгосрочное благополучие или сэкономить деньги и политический капитал, признав, что старые добрые времена больше не вернутся? К такой постановке вопроса немецкая политика впрямую еще не подошла, пока она находится на подступах к нему, пытаясь определить, какой размер помощи Греции вообще имеет шансы на успех. Правящей коалиции тяжелее: ей необходимо, с одной стороны, эффективно решить греческую проблему, а с другой – не потерять доверие немецких избирателей-налогоплательщиков. Оппозиции, как всегда, легче: она может себе позволить критиковать «недостаточные усилия» Германии по спасению Греции, таккакпередналогоплательщикамиответственностиненесет. 1. Mundell R.A. A Theory of Optimum Currency Areas // The American Economic Review. Vol. 51. № 4 (Sep.). 1961. P. 657–665. |
|
© 2007-2008 |